Глава 26. Клипот
Ученик должен внимательно различать между тем, что оккультисты называют позитивным и негативным злом. Это очень важный пункт эзотерической философии, и неспособ¬ность его усвоить чревата далеко идущими практическими ошибками, может поломать всю жизнь и деятельность пос¬вященного или любого человеческого существа, стремящего¬ся хоть немного развить свои способности самоуправления и свободного воления. Этот пункт, как правило, обходят молчанием, однако на практике он чрезвычайно важен, пос¬кольку именно он определяет наши конкретные действия, наши замыслы и последствия их воплощения.
9. Если позитивное зло —это сила, направленная против течения эволюции, то зло негативное —это просто сопротив¬ление еще не преодоленной инерции, момента, который еще не нейтрализован. Поясним это на примере. Естественный консерватизм зрелого ума рассматривается как зло реформа¬тором; естественное иконоборчество юности рассматривается как зло администратором, установившим свою систему. И однако тому, кто поставил своей целью общественное благо¬состояние, не обойтись без обоих этих противоположных факторов. В их равновесии достигается устойчивый прогресс, который не дезорганизует общество, но и не позволяет ему опуститься в инерцию и разложение. Оба этих фактора необ¬ходимы для нормальной эволюции человечества, тогда как сам по себе каждый из них ведет к несчастью.
10. Ни тот, ни другой не следует расценивать как социальное зло, пока они взаимосвязаны. В этом смысле можно в терминологии эзотерической философии клас¬сифицировать консерватизм как негативное зло, если стать на точку зрения реформатора, а иконоборчество — как негативное зло, если стать на точку зрения консерватора.
11. Другое дело — позитивное зло. Природа иконо¬борчества может довести его до прямой анархии. Также и консерватизм может зайти слишком далеко, став классовой привилегией, когда интересы власти противопоставляются общему благу. Он может также принять форму настоящей политической коррупции, которая разрушает работоспособ¬ность административной машины; или социальной корруп-ции, такой как узаконенная проституция или детский труд, которые подрывают здоровье политического тела.
12. Консервативный и радикальный импульсы притягивают к себе тех, кто к ним предрасположен и под их влиянием достаточно вскоре организуются в политические партии. Эти партии не являются злом, разве что в глазах политических противников: по закону равновесия, основная часть нации поочередно симпатизирует той или иной в зависимости от ее неудач. Сходным образом коррумпирован¬ные и уголовные элементы то и дело ударяются в благотворительность. Если консервативные и радикальные партии можно уподобить соответственно Хесед и Гебура, то взяточ¬ники и нувориши относятся к Клипе, отражающей Сфиру Гебура, — Силам Соперничества и Противления, — а уголов¬ники — к Клипе, отражающей Сфиру Хесед, — Силам Раз¬рушения.
13. Негативное зло — закономерное следствие осуществ¬ления на практике принципа Гармонии. Равновесие есть ре¬зультат взаимодействия противоборствующих сил; следова¬тельно, они связаны взаимным притяжением.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.