Алхимия и Каббала

Содержание:

Влияние каббалы на науку

Влияние каббалы на науку
Встреча четвертая:
подведение итогов конференции
На этот раз ученые не собирались вместе за общим сто!
лом. У них было время подумать обо всем услышанном и сде!
лать свои выводы. Этими выводами каждый из них поде!
лился с д!ром Лайтманом при личной встрече.
Доктор Сатиновер
В каббале нет ничего такого, что звучало бы неясно,
мистически или неестественно. Проведенные дискуссии
развеяли всякие сомнения на этот счет. Поскольку кабH
бала изначально предназначена для любого, кто ею инH
тересуется, постольку объяснения, которые она дает, не каH
жутся религиозными или сугубо «еврейскими». НеудивиH
тельно, что философамHнеоплатоникам1 в эпоху
Ренессанса нетрудно было основать каббалистическую
школу. Процесс обретения каббалистического понимаH
ния совершенно не ограничен предрассудками, хотя меH
тодика эта рождена и взращена в еврейской среде,
вследствие чего она выражалась при помощи ивритских
и арамейских2 терминов.
«Каббала» – слово, которое люди воспринимают поH
разному, в зависимости от того, что они могли слышать
об этом, и таким оно было в течение тысячелетий.
1 Неоплатонизм – «направление античной философии, сыгравшее роль свяH
зующего звена между древней и средневековой философией» (энциклопе!
дия Кольера).
2 Арамеи, арамейцы – кочевые семитские племена, родиной которых являлH
ся Аравийский полуостров. Арамейский язык к началу н. э. стал основным
разговорным языком Передней Азии (БСЭ).
Но вдруг довольно странным образом оно обрело больH
шую популярность. Для интеллигентных людей, не лиH
шенных скептицизма и рационального подхода, каббаH
ла ассоциируется с таинственными изысками, с глупой
и невнятной ворожбой в личных интересах, с извращенH
ной формой иудаизма. Многие относятся к каббале как
к одному из проявлений духовности или культуры «ноH
вой эры», учитывая популярность «центров каббалы»,
возникших в последнее время.
Однако есть люди, понимающие и интересующиеся,
в том числе верующие и неверующие. Люди эти относятH
ся к каббале вполне серьезно, и в их глазах она являетH
ся важным, убедительным и прочным лейтмотивом, неH
заметно влиявшим на западную культуру и философию
в течение двух последних тысячелетий.
Так или иначе, на протяжении всей истории аутентичH
ная каббала играла исключительную роль в формировании
исторического процесса. Резонно предположить, что она
сделает это снова. Несколько крупнейших философов эпоH
хи Ренессанса подвергли каббалу скрупулезному изучению.
Часть их изучала ее тайно, а часть – открыто. Некоторые
даже заплатили жизнью за эти усилия. Многие вносили изH
менения – большие или малые – в форму ее преподаваH
ния, однако каббала оставляла свою печать главным обH
разом, на науке. Она продвигала человеческую мысль все
дальше от предрассудков в сторону рационализма – довольH
но неожиданный факт в свете тенденции связывать кабH
балу с колдовством или, по крайней мере, с мистикой и реH
лигией. Все эти аналогии ошибочны в своей основе.
КоеHкто пытался примирить каббалу с господствующим
в его эпоху мировоззрением.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.