Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ
ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ

В. Л. Рабинович

АЛХИМИЯ
КАК
ФЕНОМЕН
СРЕДНЕВЕКОВОЙ
КУЛЬТУРЫ
Издательство «Наука»
МОСКВА
1979

Книга посвящена многовековой, истории алхимии. Это специфически
средневековое явление, выразительно запечатлевшее существенные
черты культуры и мышления эпохи, предстает
в исследовании как многогранный историко-культурный и идеологический
комплекс. Становление теоретического мышления
нового времени — исторический итог алхимического тысячелетия,
коренных преобразований средневекового природознания.
Всем, кого интересует история философии, науки, культуры,
предназначена эта книга.
Ответственный редактор
доктор химических наук
В. И. КУЗНЕЦОВ
10501—353
042(02)—79 БЗ—95—17—78 0302010000 © Издательство «Наука», 1979 г.

ОТ РЕДАКТОРА
Не так давно наш читатель мог познакомиться с двумя книгами, вышедшими
в свет почти одновременно: «История химии» М. Джуа в переводе с
итальянского (М., «Мир», 1966; 1975) и «Очерк общей истории химии»
Н. А. Фигуровского (М., «Наука», 1969). У этих книг много общего. Их
авторы повествуют об истоках химии в древности, о химических знаниях
в средние века и в эпоху Возрождения, подымая занавес над сценой,
на которой разыгрывается и «драма идей», и «драма людей».
Но читатель мог отметить и то, что в этих книгах совершенно по-разному
освещается история алхимии. В первой она характеризуется как
величественная эпопея, отмеченная выдающимися событиями. Ведь
алхимики занимались не только попытками приготовления золота и поисками
эликсира долголетия, но, «стремясь к достижению самой привлекательной
цели— созданию неисчислимых богатств, разрешали многие
практически важные задачи..., открыли столько процессов, наблюдали
столько реакций, что это способствовало становлению новой науки...
Алхимики в поисках философского камня заложили фундамент
для создания химии» (c. 31—32). Во второй книге алхимия трактуется
совсем иначе. Деятельность алхимиков сводится только к поискам
превращения неблагородных металлов в золото «в полном отрыве .... от
практики» (с. 123). «Алхимию можно образно представить в виде бесплодного
отростка на живом дереве химии .... наследие алхимического
периода в теоретическом отношении было фактически равно нулю, а
что касается нового фактического материала, он весьма невелик по
своей значимости для развития химических знаний» (с. 124, 127).
В этой книге читатель находит не только отрицание того, что алхимия—
мать химии, но и критику в адрес тех, кто защищает этот тезис,
в адрес Ю. Либиха например.
Но о сущности алхимии спорят не только химики. Это удивительное явление
занимает философов, историков, психологов. При этом для одних
алхимия представляется необходимым этапом в формировании научных
оснований нынешней картины мира, для других — лжеучением.
Атеисты видят в ней одну из платформ еретических учений, а современные
теософы — источник оккультных знаний. Психологи интересуются
ею как объектом, в котором представлено исключительное своеобразие
5

творческой активности человека. А ученик Фрейда, известный швейцарский
психолог К. Г. Юнг квалифицирует алхимическое символотворчество
как иллюстрацию «коллективного бессознательного», укорененного
в извечных культурно-биологических детерминантах.
Кто же из них прав? Где критерии достоверности этих оценок?
Нелегко ответить на эти вопросы.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.