Между реальностью и сказкой
Поместив себя в окружающее обще-
ство, я стану таким, как оно. Как вы понимаете, человек
является продуктом воздействия на него окружающей
среды. Найти окружающую среду, которая дала бы мне
уверенность в своих силах, в том, что я прав и обязан
реализовать себя таким, как я есть, и помогла бы мне в
этом, – это самое главное для человека.
Когда человек начинает интересоваться каббалой и
развитием своего «я», мы в первую очередь помещаем
его в определенную окружающую среду, так называе-
мую «группу». Это люди, которые вместе со мной зани-
маются самосовершенствованием. И единственное, что
мы получаем друг от друга, – это уверенность в том, что
мы правы.
Любой человек в мире прав и имеет право на саморе-
ализацию. Это его самое главное право, а окружающее
общество должно поддерживать это его право без вся-
кого давления и насилия. Единственное, что при этом
он не должен мешать другим, уничтожая их. Он должен
оставлять такое же право и за ними. А уверенность он
получает от окружающей среды.
84 Каббала в прямом эфире. Беседа с В. Тодоровским
В. Тодоровский: Я постоянно сталкиваюсь с тем,
что человек либо в своем эгоизме считает себя правым
и дает себе право на все, и тогда он перестает видеть
окружающих, либо он отдает себя окружающим, и тог-
да он становится рабом этого мира, окружающих. Он
зависит от множества влияний и желаний, направлен-
ных на него, и уже не принадлежит себе.
Есть некий баланс. Где находится та точка, в которой
я одновременно остаюсь собой и гармонично соприка-
саюсь с этим миром?
Если я наполняю других, через меня проходят все жела-
ния и наслаждения этого мира. М. Лайтман
М. Лайтман: Этой точки нет! До тех пор пока вы
остаетесь эгоистом и напрямую используете свой при-
родный эгоизм, и так же поступают все остальные, вы
находитесь с этим миром в постоянной борьбе – кто
сколько сможет урвать, и приводите себя в такой баланс,
чтобы вам как можно меньше угрожали и как можно
меньше от вас отрывали. То есть мы устанавливаем не-
кий эгоистический баланс между собой и окружающим
миром. Но это всего лишь временное перемирие, кото-
рое каждый раз нарушается, и каждый раз мы должны
устанавливать между собой и миром какие-то новые от-
ношения, новые осторожные взаимные позиции. Это,
конечно, очень нехорошее эгоистическое существова-
ние, но это то, что происходит у всех и вся на протяже-
нии всей истории.
Мы только сейчас вследствие нынешнего кризиса
начинаем подходить к осознанию того, что находим-
ся в конце своего эгоистического развития и должны
I. Право на гармонию 85
перейти в совершенно новое существование, в суще-
ствование человека над собой, – не внутри своей при-
роды, а над ней. Тогда возникнет связь и гармония,
построенная не на страхе взаимного уничтожения и
боязни, что мы обкрадем, убьем, задавим друг друга, –
тогда я буду развиваться исходя из желания связаться
с другими, с их желаниями и душами, для того чтобы
наполнить их. Если я наполняю других, через меня про-
ходят все желания и наслаждения этого мира.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.