Алхимия и Каббала

Содержание:

Глава 3. Метод Каббалы

Каббалист приступает к работе иначе. Он не пытается заставить разум взлететь на крыльях метафизики в разрежен¬ный воздух абстрактной реальности; он предлагает конкрет¬ный наглядный символ и позволяет ему представлять ту абс-трактную реальность, которую иначе не способен воспринять неподготовленный человеческий ум.
7. Это в точности тот же принцип, который используется в алгебре. Пусть Х представляет неизвестную величину, У представляет половину X, а 2 — известную величину. Если мы начнем экспериментировать с У, чтобы выявить его связь и количественные отношения с 2, он вскоре перестанет быть полностью неизвестным; по крайней мере мы хоть что-нибудь узнаем о нем. И если мы достаточно искусны, то в конце концов сможем выразить У через 2, после чего начнем понимать X.
8. Существует масса символов, используемых в качестве объектов медитации: крест в христианстве; божественные формы в египетской системе; фаллические символы в других религиях. Эти символы используются непосвященными в качестве средства сосредоточения разума и погружения в определенные мысли, вызова определенных, связанных с ними идей и стимуляции конкретных ощущений. Посвящен¬ный, однако, иначе использует систему символов; он исполь¬зует ее как некоторую алгебру, с помощью которой узнает секреты неизвестных потенций. Другими словами, он исполь¬зует символ как средство направления мысли на Невидимое и Непостижимое.
9. Как же он это делает? Это осуществляется путем использования составного символа, поскольку символ, не увязанный в согласованную систему, не приведет к цели. При созерцании такого составного символа, как Древо Жиз¬ни, проясняется, что существуют определенные отношения между его частями. Есть части, о которых он кое-что знает; в отношении же других ему что-то подсказывает интуиция, или, проще говоря, он строит догадки, делая логические вы¬воды из первоначальных принципов. Разум переходит от одной известной части к другой и при этом проходит, мета-форически выражаясь, определенные расстояния; он подобен путешественнику в пустыне, который знает расположение двух оазисов и делает форсированный бросок от одного из них к другому. Он никогда бы не осмелился отправиться в пустыню из первого оазиса, если бы не знал местоположения второго; но в конце путешествия он не только знает намного больше чем раньше, о втором оазисе, но и имеет представ-ление о характере местности между оазисами. Таким обра¬зом, делая форсированные броски от оазиса к оазису через пустыню в ту или другую сторону, путник постепенно исс¬ледует ее; тем не менее сама пустыня не способна поддер¬живать жизнь.
10. Аналогичной является ситуация с каббалистической системой обозначений. Вещи, представляемые ею, непос¬тижимы разумом — и тем не менее разуму удается думать о них, просматривая символ за символом. Хотя приходится довольствоваться как бы неясным отражением в стекле, тем не менее есть все основания надеяться на достижение в конце концов четкого понимания, которое возможно передать; так как человеческий разум развивается с помощью упражнений, то вещи, вначале непостижимые, как математика для ребен¬ка, не справляющегося даже со сложением, в конечном счете входят в область нашего осознания.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.