Время менять себя
После АРИ было тоже много каббалистов, но я вам
сейчас называю основных. До XX века таких, как Рабби
Шимон и АРИ, практически не было. И только в XX ве-
ке появился каббалист, который обобщил всю древнюю
каббалу и изложил ее на четком, я бы сказал, научном
языке – на языке университетского учебника, который
мы все можем читать и понимать. Он прокомментиро-
вал все каббалистические произведения, написанные до
него, и изложил их в своих трудах. Это Бааль Сулам. Он
умер в 1955 году.
Его старший сын РАБАШ (по первым буквам – раб-
би Барух Шалом Ашлаг) был моим учителем. РАБА-
Ша я нашел году в 79-м, и был с ним, все время зани-
маясь у него, вплоть до 91-го года, – до тех пор пока
он не умер у меня на руках. Его звали Барух, и в честь
него мы и назвали свою каббалистическую академию:
«Бней Барух» – сыновья Баруха.
Когда был жив мой учитель, мы с ним часто на-
вещали разных людей, серьезно занимающихся каб-
балой здесь в Израиле. Я тогда был еще начинающим
138 Каббала в прямом эфире. Беседа с В. Молчановым
учеником и, сопровождая его, знакомился с ними, ви-
дел, спрашивал, начинал понимать, кто такой кабба-
лист и как распознать его среди остальных. Я постоян-
но был рядом с моим учителем и поэтому приглашал
их, сопровождал, присутствовал при их общении и на-
учных каббалистических беседах. Тех людей, которых
мы тогда навещали, – и они приезжали, навещали его, –
уже нет в живых. Возможно, у меня не хватает знаний,
но сегодня я таких людей больше не встречаю. Тех лю-
дей уже нет в нашем мире, и новых вместо них я не
вижу, к сожалению…
В. Молчанов: Вы говорили о каббалистах. Я встре-
чал людей, которые называют себя каббалистами, и в
Москве, и в Киеве, причем в основном, насколько я мог
заметить, их увлечение каббалой было связано с некими
амулетами и талисманами. Скажите, имеют ли все эти
амулеты, которыми торгуют, какое-то серьезное отно-
шение к каббале?
М. Лайтман: Нет, совершенно ничего общего! К
каббале в нашем мире вообще ничего не имеет отно-
шения: ни еврейские амулеты, ни христианские, ни му-
сульманские – какие бы вы ни взяли.
Каббала – это как будто вы существуете вне ваше-
го тела. Оставьте ваше животное в покое – неважно,
что вы делаете со своими руками, ногами, что вы го-
ворите своим языком. Это все может быть сплошная
ложь – человек вообще не знает, что он делает и как
существует. Во всех этих амулетах совсем ничего нет,
кроме того, что человек придает им какую-то свою
личную силу, – то есть для него лично это дорого, и
не более того.
III. Через тернии к гармонии 139
Каббала говорит, что ни у одного объекта нашего
мира нет никаких сверхъестественных сил, совершенно
ни в чем.
В. Молчанов: Один, возможно, глупый вопрос. Я
нигде не смог найти происхождение русских выраже-
ний: «закабалить человека», «попасть в кабалу».
М. Лайтман: Я не думаю, что это связано с кабба-
лой. Слово «каббала» на иврите происходит от глагола
«лекабель», который означает «получать». Ведь в ней
говорится о том, как мы можем получить от природы
все то бесконечное и вечное постижение, наслаждение,
насыщение, которое существует для нас, но не может
быть нами получено из-за нашей противоположности
ей.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.