Время менять себя
Они этого не понимают.
Возьмите даже появление религий. Они возникли
оттого, что народ Израиля упал с духовного уровня на
уровень земной, эгоистический. Вместо духовной мето-
дики существования в единстве с природой, в ощуще-
нии Высших сил и Высшего мира, он начал представ-
лять себе только этот мир.
Все, что мы наблюдаем сегодня в человеческой куль-
туре, является следствием падения с духовного уровня
на земной. Поэтому если бы мы сейчас смогли начать
показывать пример обратного подъема – с земного уров-
ня на духовный, мы бы тем самым вообще нейтрализо-
вали все межрелигиозные и межнациональные пробле-
мы. Ведь каббала обращалась ко всему народу Древнего
Вавилона – той маленькой культуры, из которой произо-
шла вся наша сегодняшняя огромная цивилизация, – и в
ней есть сила, позволяющая снова связать нас всех во-
едино, в тот же единый вавилонский народ.
122 Каббала в прямом эфире. Беседа с В. Молчановым
В. Молчанов: Скажите, а может ли каббала, с ва-
шей точки зрения, стать национальной идеей? Или она
наднациональна?
М. Лайтман: Она абсолютно наднациональна. Ведь
евреи изначально стали народом только по идеологи-
ческому признаку. Та группа, которая образовалась в
Древнем Вавилоне, вышла из него и стала существовать
на основе духовных принципов, со временем стала на-
зываться народом Израиля. Затем, когда она уже упала
со своего духовного уровня, она автоматически про-
должала и продолжает так называться. Но сегодня это
только название.
В. Молчанов: А как к вам, живущему в Израиле, от-
носятся раввины?
М. Лайтман: Как к чужеродному телу.
В. Молчанов: Абсолютно?
М. Лайтман: Конечно.
В. Молчанов: И вы ощущаете себя здесь чужерод-
ным телом?
М. Лайтман: Я – нет. Это так только в их мнении.
В течение всей истории каббалисты существовали
параллельно с религией, никак, по сути дела, не сталки-
ваясь с ней. Ведь эта внутренняя струя постижения мира
(не веры, а постижения, ощущения системы управле-
ния), вхождение в высшую систему управления нашим
миром – это все совершенно противоположно религии.
В. Молчанов: Вы утверждаете, что есть объектив-
ные законы общества, и никто – ни Буш, ни Сталин – не
в силах ничего сделать.
Какие законы вы имеете в виду? Неужели миллионы
людей, уничтоженных Сталиным или Гитлером, есть
II. Во власти объективного закона 123
следствие этих объективных законов? Они вписывают-
ся в эти законы?
М. Лайтман: К сожалению, да. Если мы рассма-
триваем законы, мы должны абстрагироваться от своих
чувств. Мы должны просто изучать, что происходит с
силами, воздействующими на наш мир.
Представьте себе, что одна-единая, огромная, абсо-
лютно альтруистическая сила толкает нас на то, чтобы
мы стали подобными ей. И естественно, что, как любая
физическая сила, она производит над нами действия,
совершенно не принимая во внимание наши ощущения.
В таком состоянии мы и существуем.
Вы говорите о милосердном Боге, который заботится
о своих творениях, вы говорите о чувствах. В принципе,
этого нигде нет, каббала рассказывает об объективных
законах природы.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.