Свобода, творчество и свобода творчества
Но в чем его самостоятельность? Я вряд ли
смогу это сейчас объяснить. Для этого есть математи-
ческие выкладки, существует особая формула. Так или
иначе, свобода может быть реализована только здесь.
Это место еще называется средней частью сфиры ти-
II. В будущем режиссеры будут каббалистами 185
фэрет. Это единственное место, где мы можем спастись
от всех воздействий на нас Творца, как снаружи, так и
изнутри – через нашу природу – и где мы можем на-
чать работать над собой и абсолютно самостоятельно
творить из себя Творца.
В. Мирзоев: На самом деле, когда я задавал свой
первоначальный вопрос, я не имел в виду свободу от
Творца. Я имел в виду свободу фантазии, свободу про-
живания иной судьбы или иных жизней – как в случае с
актерской работой, или с писателем, который существу-
ет внутри языка, или с поэтом, который создает свои
версии собственного эго. И они столь многочисленны,
что в конечном итоге поэт, или писатель, или актер ока-
зывается хотя бы отчасти бескорыстным...
Зритель как будто полностью отказывается от своего
тела, проецируя всю свою психику в пространство сце-
ны, и как бы отсутствует, присутствуя. А актер тоже отка-
зывается от известных эгоистических проявлений, ста-
новясь другим человеком. В. Мирзоев
Может быть, в этой ситуации он в определенном
смысле и попадает в эту серединную зону, которую вы
называете «нóга»?
М. Лайтман: Несомненно, в нашем мире творческие
люди, как, например, люди вашей специальности, явля-
ются самыми свободными. Я не говорю о том, как на
них давит общество, чего оно требует от них, не гово-
рю, что они тоже должны ограничивать себя и не всегда
делать то, что им хочется. Но, в принципе, свобода есть,
конечно, только в творчестве. Ведь именно тут человек
проживает много жизней, перевоплощений. И из всех
186 Каббала в прямом эфире. Беседа с В. Мирзоевым
специальностей, конечно, эта специальность – самая
близкая к ваянию из себя чего-то другого. Это точно.
Поэтому я всегда с удовольствием разговариваю с
творческими людьми – писателями, художниками, ре-
жиссерами, актерами. Они очень сильно отличаются
даже от ученых – тем более от бизнесменов и полити-
ков, которые, как правило, находятся в плену разрабо-
танных ими самими структур.
Творчество действительно во многом подобно ду-
ховному развитию, которому учит каббала, и в нашем
мире это единственное поле, где человек может что-то
творить сам. Это так.
В. Мирзоев: В этом контексте очень интересна по-
зиция актера и зрителя в момент театрального действия.
Зритель как будто полностью отказывается от своего
тела, проецируя всю свою психику в пространство сце-
ны. Он следит только за тем, что происходит на сцене, и
как бы отсутствует, присутствуя. А актер тоже отказыва-
ется от известных эгоистических проявлений, становясь
другим человеком. Он как бы доверяет свою нервную
систему и свои чувства персонажу. Таким образом, он
в этот момент тоже уходит от своего эго. Это, наверное,
довольно любопытный акт с точки зрения каббалы…
М.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.