Алхимия и Каббала

Содержание:

Свобода, творчество и свобода творчества


I. Адам, будь Человеком! 179
А над двумя другими формами познания – отвле-
ченной формой и сутью – у тебя нет контроля, поэто-
му ты там лезешь куда угодно и творишь что угодно.
Смотрите, сколько философий! Сегодня уже начинают
понимать, что эти философии ничего не стоят, и челове-
чество, наконец, от них отходит.
В принципе, философия произошла от каббалы. Был
такой знаменитый средневековый немецкий христиан-
ский философ Иоганн Рейхлин. В своей книге «Де арте
кабалистика» он пишет, что его «духовный отец Пифа-
гор» перевел слово «каббала» на греческий язык словом
«философия». И оттуда пошли все азы философии. У
меня это опубликовано в книге, которая вышла в изда-
тельстве «София».
Сама каббала идет из Древнего Вавилона, это очень
древняя наука. Если бы древнегреческие философы
действительно опирались только на эти ограничения –
изучать и применять в нашем мире только то, что явно
проявляется в наших ощущениях и то, что мы можем
подвергнуть четкому анализу, проверке, что называет-
ся, цензуре, – то мы бы не ошибались (на протяжении
всей истории у нас были миллиарды ошибок, прак-
тически весь наш путь был ошибочен). Мы бы тогда
очень быстро прошли все уровни эгоизма и вышли на
духовный уровень.
В. Мирзоев: Мне в моей режиссерской работе до-
вольно часто приходится пользоваться движением от
общего к частному. В работе с актером или с текстом
я исхожу из очень общих категорий, но мы приходим
к конкретному поведению, проживанию, действию вну-
три спектакля. Это нисходящее платоновское движение
180 Каббала в прямом эфире. Беседа с В. Мирзоевым
от идеи к форме и к поведению очевидно мне в моей
работе.
М. Лайтман: Я понимаю вас, это верно. Я ни в коем
случае не собираюсь никого учить. Единственное, чего
надо бояться, – это что отвлеченные формы и образы,
которые мы показываем зрителю или слушателю, полу-
чатся нереальными. Ведь они являются для него опре-
деленным эталоном. Искусство учит. Я бы сказал, что
это самый мощный механизм воздействия на психику
человека, на его внутренний мир. Показывая человеку
некие готовые образы, мы тем самым формируем его.
Нельзя давать человеку внутреннюю установку на то,
чего в нашем мире он не может сделать. Это приводит
его к таким формам поведения, которые когда-то тре-
бовала от нас советская власть. Мы все просто играли
в какую-то игру, представляя собой некое счастливое
полуидиотское общество с наполовину отключенными
мозгами, не обладавшее ни самоконтролем, ни само-
критикой, ни самооценкой.
Очень важно показывать человеку реальные образы.
Я считаю, что в будущем искусство будет показывать
человеку светлые образы, которые на самом деле нахо-
дятся на пути его продвижения к цели творения. Если
искусство будет показывать эти образы человеку по
мере того, как он сможет правильно и дозированно ре-
ализовать их на себе, – это будет действительно самое
полезное из того, что оно может сделать для каждого из
нас. Будем надеяться, что в будущем режиссеры станут
каббалистами.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.