Время менять себя
У нас бы появилось совершенно другое отношение
друг к другу, к себе и вообще ко всему мирозданию.
В. Молчанов: Я в жизни, наверное, совершал очень
много ошибок, но за одну ошибку я корю себя до сих
пор. В конце 80-х годов на телевидении шла моя, тогда,
наверное, самая популярная в стране, программа, кото-
рая называлась «До и после полуночи». И в этой про-
грамме я как-то показал сюжет о некоем Виссарионе,
который назвал себя – или его назвали – новым Иису-
сом Христом. Это был не мой сюжет, не я разговаривал
с этим человеком. Мне кажется, что я совершил боль-
шую ошибку – к Виссариону потянулось много-много
людей, возникли страшные человеческие трагедии. Я
хотел спросить вас, как вы относитесь к сектантству: к
Хаббарду и его секте, к таким людям, как Виссарион, к
Аум Синрикё, к Саи Баба?
М. Лайтман: Человечество ищет пути к совершен-
ству, комфорту, подъему на определенный духовный
уровень. Оно желает ощущать себя выше земных огра-
ничений: чтобы время, пространство – эти окружающие
нас силы – не давили на человека. Такое существование
издавна привлекает человека, поэтому, конечно, есть
люди, которые с удовольствием этим торгуют для своей
132 Каббала в прямом эфире. Беседа с В. Молчановым
выгоды. Есть люди, которые, не понимая этого, тянутся
к ним и покупаются на это.
Я даже не надеюсь, а просто вижу – и я говорил об
этом уже лет 15 назад – что увлечения подобными фи-
лософиями и всевозможными восточными методиками
должны быстро пройти. И действительно, в наше время
это уже начинает отмирать.
В. Молчанов: Возможно, что это отмирает в Израи-
ле, но не в России.
М. Лайтман: В России это немного запаздывает, по-
тому что раскрылось людям позже, чем во всем осталь-
ном мире. Допустим, увлечение Битлз началось в мире
в начале 60-х, а в России эта возможность появилась
только в 80-е. Существует запаздывание лет на двад-
цать. Но это все равно быстро пройдет. Все эти методи-
ки выполняют определенную функцию, и человечество
должно как можно быстрее пройти их и определить их
как несостоятельные.
Я смотрю на это как на обычное течение времени.
Знаете, есть такие стереокартины, нарисованные так,
что, если расфокусировать глаза и смотреть сквозь них,
они вдруг проявляются как трехмерные. Вроде бы ни-
чего не значащие штришки – но когда смотришь не на
них самих, а как бы сквозь них, внутри вдруг проступа-
ет картина.
Если бы мы смогли так расфокусировать человече-
ству глаза, чтобы оно смотрело сквозь наш мир, оно бы
увидело следующее, объемное существование, в кото-
ром мы на самом деле существуем, и осталось бы в нем
существовать – вместе с нашим миром, одновременно
с ним. Тогда, конечно, все эти методики уже не влияли
III. Через тернии к гармонии 133
бы на нас, и мы бы поняли, что ни войнами, ни ненавис-
тью, ни давлением друг на друга – ничем мы не сможем
достичь комфорта, и только сами себя этим наказыва-
ем. Ведь если какой-то народ или какая-то организация
существует вопреки идеалу любви, как существует все
человеческое сообщество, то они в первую очередь по-
жирают самих себя.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.