Алхимия и Каббала

Содержание:

Квантовая физика встречается с каббалой

Однако реH
зонно предположить, что у человека есть возможность
сойти с рельсов и освободить поезду дорогу. Это я и наH
мереваюсь сделать в качестве первого шага к допущению
о том, что в моих силах остановить поезд. И всеHтаки поH
нимание того, что мы не машины и что каждый человек
наделен поразительной способностью к свободе, захваH
тывает меня чрезвычайно. Когда человек понимает это,
уже не важно, как он пришел к столь чудесному пониH
манию: посредством науки или без нее – так или иначе,
ему предстоит испытать значительные и глубокие измеH
нения в своей жизни.
За долгие годы тоски и поисков духовной жизни, глуH
бокой и полной смысла, мне стало ясно, что важной соH
Встреча вторая: лекции 55
ставляющей духовного развития являются изменения, коH
торые человеку нужно пережить. Трансформация свойств
человека, смена человеческой природы – таковы подлинH
ные основы, стимулирующие наше развитие. Без них люH
бые мистические переживания, откровения и просветH
ления лишены смысла.
Квантовая теория утверждает – и эти утверждения быH
ли многократно подтверждены, – что явления физичеH
ского мира разворачиваются в форме упорядоченного
массива. Представьте себе массив вероятностей, цельный
и механически детерминированный. Однако если подеH
лить его на дискретные моменты, вместо того чтобы расH
сматривать как длящийся во времени процесс, то в кажH
дое мгновение при определенных физических условиях
выбирается лишь одна возможность.
Число возможностей бывает бесконечным, а при друH
гих физических условиях оно, наоборот, сокращается. ВеH
роятностей может быть две, или восемь, или несколько
сот, но лишь одна из них «сбывается». ОнаHто и ложитH
ся кирпичиком в наше ощущение реальности. Вопрос:
чем определяется конкретное событие, выбранное из расH
крывающегося массива возможных событий? Раскрытие
массива вероятностей детерминируется механически,
но чем обусловлен выбор отдельной вероятности? ОтвеH
та у нас нет. Такова часть запутанной и щекотливой тайH
ны квантовой механики.
В XVIII веке в Падуе1 жил очень крупный и обладавH
ший глубокой проницательностью каббалист по имени
Рамхаль2 (1707–1747). В предисловии к одной из своих
книг он пишет, что физический мир состоит из частиц,
изначально механически детерминированных. Говоря
о понятии «механического детерминизма», он однозначH
но указывает на представленную воззрениями Рене ДеH
карта3 (1596–1650) философию просвещения, расцвет коH
56 Квантовая физика встречается с каббалой
1 Падуя (Padova), город в Северной Италии.
2 Аббревиатура от «рабби Моше Хаим Луцато».
3 Французский философ и математик.
торой начался в то время. Рамхаль отметил, что совреH
менная философия развилась вокруг предположения
о том, что все происходящее в физическом мире обусH
ловлено предыдущими событиями. Это предположение
не оставляет места для свободного выбора или для соH
знания, обладающего весомой значимостью.
В противоположность механическому подходу, РамH
халь выделил и развил глубочайшую форму каббалистиH
ческого понимания физической природы мира и ее цеH
ли.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.