Алхимия и Каббала

Содержание:

Между каббалой и наукой

Странно, что нам пришлось дойти до этих
сухих частиц, не содержащих ничего за исключением
крупинки энергии. Наблюдая их, мы внезапно обнаH
руживаем, что не знаем, как они поведут себя через
мгновение, не знаем, частица перед нами или волна,
и так далее. Было бы логичнее, если бы мы открыли эти
потаенные силы на уровне намного более высоком, отH
носящемся к человеческому сознанию. Однако именH
но те физики, которые изучают безжизненные атомы,
неожиданно выявляют наличие «скрытой жизни» внуH
три них.
Д,р Сатиновер. Думаю, это одна из самых больших
шуток ХХ столетия. Ньютоновская физика открыла безH
жизненную Вселенную. Концепция мертвой материи,
представляющей собой лишь машину, развилась вследH
ствие физических, химических и биологических исслеH
дований, которые привели в итоге к взгляду на человеH
ка как на простой механизм. Вы совершенно правы:
86 Между каббалой и наукой
на повседневном уровне мы интуитивно чувствуем сеH
бя свободными существами, обладающими возможноH
стью выбирать. Психологи основываются на том допуH
щении, что их пациенты могут осуществлять свободный
выбор. Если бы я видел в своих пациентах лишь машиH
ны, то отказался бы от работы психолога.
Вместе с тем краеугольный, логический и неумолиH
мый постулат, действующий с 1600 года по ХХ столетие
и лежащий в основе всех наук, состоит в том, что весь
мир – машина. И всеHтаки жизнь людей не омрачена таH
ким ощущением, а потому существует разрыв между наH
учным мировоззрением и типичными жизненными
представлениями. Современная медицина, современная
психиатрия, а также все теории, описывающие работу
мозга и разума, не оставляют места для допущения о том,
что люди обладают свободным желанием.
Д,р Лайтман. Из ваших слов следует, что в физике мы
тоже не хотели сталкиваться с немеханическими систеH
мами, однако открытия, последовавшие в результате эксH
периментов, заставили нас признать факт существоваH
ния еще одной силы, нарушающей наши детерминистиH
ческие ожидания. Верно?
Д,р Сатиновер. Именно так и случилось. Распознать
это стало возможным лишь тогда, когда в области кванH
товой механики были проведены тщательные экспериH
менты на уровне малейших частиц. Первые результаты
опытов потрясли ученых. К примеру, Эйнштейн, придерH
живавшийся того взгляда, что мир – это холодная машиH
на, посчитал такое открытие невозможным и даже наH
звал его сумасшедшим. Возможность того, что внутри маH
терии заложена некая свобода, заставила его выступить
с известным заявлением: «Бог не играет со вселенной
в кости». Причем Эйнштейн не имел в виду настоящеH
го «Бога» и использовал это слово с полнейшей ирониH
ей. Смысл его слов заключался в том, что в материи неH
возможна свобода такого уровня, какой был показан эксH
периментами. Эйнштейн осознавал, что если свобода
Беседа первая. Модель свободы 87
подобного уровня действительно кроется в материи, это
означает конец науки. А потому он сказал, что нет наH
уки, которая могла бы строиться на подобных предпоH
сылках.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.