Алхимия и Каббала

Содержание:

Плоды мудрости

Нистар ве нигле.
Наша наука уже пришла к истинному и абсолютному выво&
ду, что нет ничего абсолютного в окружающей действительно&
сти. Это единственно верный ее вывод. Но наши мудрецы уже не&
сколько тысяч лет назад пришли к этому же выводу без научного
прогресса.
Даже первому каббалисту, который увидел и постиг все на
своем опыте, это было уже известно. Поэтому по поводу законов
Торы, описанных мудрецами на основе их духовных постиже&
ний, мы ни в коем случае не должны делать какие&то свои выво&
ды на основе наших умственных рассуждений. Даже очень здра&
вых рассуждений — таких, как древнегреческая философия.
Ведь философия в то время была на самом высоком уровне.
Наши мудрецы делят все наше представление о мире на две
части: открытую (нигле) и скрытую(нистар). Первая часть —
это то, что нам ясно и находится перед нашими глазами, в на&
ших чувствах, без всяких умственных упражнений, открыто на&
шему разуму. Я не включаю в это никаких внутренних связей ме&
жду объектами.
Эта явная область постоянно расширяется. Вчера мы не
знали, что такое волны. Сегодня мы знакомы с рентгеновскими
лучами, атомом и другими проявлениями мира, т.е. постепенно
наш круг раскрытой природы расширяется. И в мере раскрытия
мы имеем полное право действовать согласно нашему разуму.
Потому что эти вещи уже вошли в наше постижение, они не яв&
ляются скрытыми.
А часть вторая, которая не входит в наши ощущения или не
воспринимается с помощью показаний приборов, которые лишь
расширяют наши ощущения, но не добавляют новые, скрыта от
нас и называется нистар. А в тех случаях, где нам не хватает на&
ших ощущений, где мы не можем увидеть явные свойства и яв&
ные связи между вещами, мы начинаем привлекать наш разум,
нашу логику.
210
Плоды мудрости
Если с помощью приборов мы ясно видим происходящее—
это раскрытая часть природы. Если же нет — то это закрытая
часть природы, творения. Только на эти две части можно разде&
лить все творение, всю окружающую действительность, вклю&
чая Творца, в наших ощущениях — постигаемую нами явно и
пока непостигаемую, выходящую за пределы наших ощущений,
постижений.
Для каждого человека это может быть иначе, для группы людей
может быть чем&то общим. Наше познание окружающего всегда
можно разделить на раскрываемое — нигле и еще скрытое —
нистар. Мы говорим об исследовании действительности, кото&
рая находится вокруг нас, о том, какие представления, фантазии
могут возникать у нас на основании этой действительности: му&
зыка, живопись являются плодом человеческого воображения.
Посредством искусства человек исследует больше себя, возмож&
ности выразить свои чувства, чем постигает окружающий мир.
Культура не имеет отношения к науке.
Культура—это только язык, еще один язык, с помощью ко&
торого человек пытается выразить себя. Поэтому она является
не методом объективного познания, а выражением непередавае&
мых словами переживаний.
Тема нашего исследования—восприятие, а искусство отно&
сится к выражению, обработке восприятия.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.