Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре


Однако и золото Роджера Бэкона совершенно лишь как тело сотворенное.
Предел: дух золотости, содержащийся и в ржавом железе.
Здесь-то и таится неокончательность, отличающая алхимическую тезу
от собственно христианской. Она грубей, площе. Здесь снято также и
приобщение к бесконечному субъекту. Личность в алхимии подчеркнуто
индивидуалистична; хотя существует лишь в паре с послушливым христианином.
Описание металлов, данное Бэконом, вынуждает изобрести
антитетически сменяющие друг друга практические приемы. Их выполнение
предполагает предел — отсутствие всяких приемов над совершенным
золотом. Небытие действия — священнодейственная истинно существующая
вещь (совершенное алхимическое золото).
Операций над веществом алхимик насчитывает двенадцать: кальцинация,
диссолюция, сепарация, конъюнкция, путрификация, конгеляция, кибация,
сублимация, ферментация, экзальтация, мультипликация, проекция.
Каждое действие — антитеза по отношению к неназванному здесь акту
тринадцатому, венчающему Великое деяние,— ничегонеделанию, отсутствию
какого бы то ни было действия. Вместе с тем сумма всех двенадцати
операций равновелика искомой тезе. Каждое последующее действие
и есть тезис по отношению к антитезису предшествующей операции,
снимаемой следующим за ней действием. Пропуск немыслим. Иерархия
строга. Антитетические различения разработаны вполне тонко. Священность
числа 12 нерушима. Необходимость ввести какую-нибудь новую
11 У разных алхимиков иерархия металлов несколько различна, но от того суть дела
не меняется.
» 136 «

операцию наталкивается на необходимость более высокого порядка:
разрушить гармоническую целостность полной дюжины. Таков операциональный
канон алхимии.
Что средневековый алхимик знает про золото, кроме того, что оно совершенно?
Ничего. Такое максималистское определение делает конкретные
подробности ненужными. Это — определение «бога» металлов 12. Полное
незнание как полное обладание истиной. Теза (золото) неконкретна, неопределима
в терминах, пригодных для ремесла, но определима апофатически.
Между тем металлы-антитезы описаны во всех подробностях.
Если теза — золото — вне умопостигаемого знания, то антитезы — прочие
металлы — и есть знание практикующего алхимика. Конечно, его душа
с золотом. Зато его практический ум с прочими металлами. Так, исподволь,
внутри самой алхимии, готовится переориентация на несовершенное,
земное.
Действия алхимика, по Роджеру Бэкону, подражательны. Они — подражание
природе, которая «стремится достичь совершенства, то есть золота
». Но вследствие различных случайностей, мешающих ее работе, происходит
разнообразие металлов. Хорошо, если бы и вовсе не было этого
разнообразия. Наличие прочих металлов — лишь результат случайных
отклонений, накладки в творческой деятельности природы. В этом отношении
алхимик — над природой. Сознательная волю плюс помощь бога —
залог успеха. Но... сознательная воля. Многообразие металлов —
издержки в актах творения. Поправить творение!
Трактат Михаила Сендивогия (XVI—XVII в.) «О заблуждениях алхимистов
»: «Рождение несовершенных чинится не противу воли творца,
потому что он устроил все так для употребления человеческого, ибо человек
имеет такую же нужду и в сих металлах, и часто большую, нежели
в золоте или серебре» (Сендивогий, 1787, с. 311 и сл.). Несовершенное
столь же полезно. Практические нужды затеняют чистоту идеи. В ряду
антитетических различений делаются остановки.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.