Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

В результате тебя
постигнет великое разочарование и настигнут великие беды. Если же,
напротив, ты будешь иметь успех, они постараются задержать тебя в
плену, где ты будешь работать им на пользу, не имея возможности
уйти» (Albertus Magnus, 1958, с. 14). Внеофициальный характер алхимии
очевиден.
Как же относится к адептам мастер-ремесленник? Георгий Агрикола
(XVI в.) в трактате «О горном деле...» говорит: «Много имеется и других
книг об этом, но все они темны, так как сии писатели называют вещи
чужими, не собственными именами, и притом одни пользуются для их
обозначения одними, ими же придуманными названиями, другие — другими,
между тем как сами-то вещи являются одними и теми же. Эти учителя
передают своим ученикам сведения, какими способами разрушать и
приводить как-то обратно к первоначальной материи малоценные металлы...
чтобы этим путем добывать из них драгоценные металлы... Могут
ли они это в действительности делать или не могут, я не берусь решать...
Однако... утверждения эти, естественно, вызывают сомнения...
ибо если бы они действительно усвоили таковые, то, будучи столь многочисленными
как в прежние, так и в нынешние времена, они давно наполнили
бы города золотом и серебром. Их суесловие изобличают также
их книги, которые они подписывают именами Платона, Аристотеля
9 Инквизитор Эймерик (1396 г.), как о том свидетельствует Л. Торндайк, сообщает:
папа Иоанн XXII прежде, чем обнародовать буллу, собрал алхимиков и природо-
знатцев, дабы выведать у них, основывается ли алхимия на природе. Алхимики сказали
д а, природознатцы — нет. Но доказать свое мнение алхимики не смогли.
Отождествив алхимиков с фальшивомонетчиками, папа постановил: «Отныне занятия
алхимией запрещаются, а те, кто ослушается, будут наказаны, заплатив в пользу
бедных столько, сколько произведено поддельного золота. Если этого будет мало,
судья вправе прибавить, объявив их всех преступниками. Если мошенниками окажутся
клирики, то их следует лишить бенефициев» (Thorndike, 1934, 3, с. 32; Walsh,
1912, с. 124—126). Алхимики (точнее, фальшивомонетчики)—подрыватели экономических
устоев, а не устоев веры. Джон Дастин (XIV в.) написал папе письмо, доказывая
истинность и пользу алхимического искусства (Josten, 1949, IV, 1—2). Эта
история — еще один штрих, свидетельствующий двойственный характер алхимии,
ее официально-неофициальный статус в интеллектуальной жизни средневекового общества.
(Полемику вокруг папской буллы, связанную, в частности, с письмом Дастина,
обстоятельно исследовал Д. Э. Харитонович, переведший и прокомментировавший
это письмо.)
» 23 «

и других философов, чтобы эти славные имена в заголовках
их книг придавали последним в глазах простых людей видимость учености...
Я разрешил себе благоразумно обойти молчанием все то, чего
я сам не видел и не читал или не узнал от людей, заслуживающих доверия.
Мною, таким образом, указано лишь то, что я сам видел и что, прочитав
или услыхав, сам осмыслил» (1962, с. 11 — 12).
Книги адептов «темны». И это — знак обмана. Принцип возвращения
несовершенных металлов к бескачественной первичной материи, дабы
потом от нее двинуться к серебру и золоту, не опровергнут, хотя и не
подтвержден практикой. Имена древних привлечены адептами лишь
учености ради. Темень, обман, думает про алхимию Агрикола, ссылаясь
на собственный опыт рудознатца. В этом оправдание приведенной антиалхимической
тирады. Алхимика считают заведомо заземленным на
эмпирию, ибо именно со стороны эмпирии исходит критика Агриколы.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.