Алхимия в средневековой культуре
Сера — черное тело и не
в силах обратить ртуть ни в золото, ни в серебро, на чем иногда настаивают
иные философы (с. 332). Ртуть встречается в недрах земли, она не
прилипает к поверхности, по которой быстро течет. И все-таки свинцу,
олову и золоту ртуть более сродни, нежели другим. Она дает амальгамы
и с серебром и очень трудно — с медью. С железом ртуть тоже дает
амальгаму, но только с помощью тайного средства. Все металлы, кроме
золота, плавают в ртути. Ртуть часто употребляется для золочения
поверхностей разных металлов (с. 332—333).
Лишь две оговорки приотворяют эти рационалистические пассажи о
ртути и сере, впуская в них нечто от алхимической духовности: «Сера
летуча, как дух»; «с помощью тайного средства нашего искусства».
Действительно, дальнейшее изложение теории трансмутации Гебера
несколько одухотворит столь тривиальные серу и ртуть.
У Гебера Аристотелевы элементы-стихии переформулированы в алхимические
начала — философскую ртуть и философскую серу. И ртуть, и
сера — духовные первовещества, но связаны, однако, с обычными ртутью
и серой. Не только общими именами связаны. Обычные ртуть и
сера — выразительные свидетельства существования принципиальных
ртути и серы как духовных первовеществ. Духовная субстанциональность
ртути и серы порождает и метафизическую гамму акциденций.
Философская ртуть —· это твердость, блеск, плавкость, тягучесть — одним
словом, женоподобная металл ичность. Философская же
сера — это изменчивость, горючесть, радужность — одним словом, мужеподобная
огненность. На этом пути и химия совершенно иная: не
просто амальгамирование, а, напротив, подлинная трансмутация. Свинец,
например, именно с помощью ртути (ее в нем мало) может быть
превращен в олово (в котором ее должно быть больше).
Финализм трансмутации у Гебера не окончателен. Рациональная сортировка
видов трансмутации (точнее —ее степеней) снижает эсхатологический
характер алхимического деяния, выводя его в технологические
сферы простых окрашиваний. Гебер различает три группы медикаментов.
Медикаменты первого порядка изменяют свойства металлов,
хотя и не вполне надежно. Медь, соединенная с цинком или мышьяком,
дает золотистый или серебряный цвет, легко исчезающий под действием
огня. Медикаменты второго порядка сообщают металлам более устойчивые
свойства. И только медикамент третьего, высшего порядка и есть
великий эликсир, осуществляющий окончательное превращение металла
не в какой-нибудь другой металл, а в золото или серебро.
Здесь-то и обретают обыкновенные ртуть и сера статус духовных первовеществ.
Технохимические процедуры смыкаются с пневматической
» 214 «
алхимией (термин мой.—Л. Р.)8, в которой газ как физическая реальность
отождествляется с духом, реальностью метафизической. По мнению
Гебера, существуют люди, которые производят опыты фиксации духов
(газов) на металлах, но в силу своего неумения они выпускают эти
духи (а часто и сами тела), давая им под действием огня улетучиться.
Нужно научиться управлять духами, внедрять их в тело, одухотворять
его. Это действие, но и священнодействие: «Если вы хотите, о сыны доктрины,
производить различные изменения в телах, вы достигнете этого
только при помощи духов. Когда эти духи (газы) фиксируются на телах,
тела теряют свои формы и в некотором смысле свою природу; они являются
уже тем, чем были в глубинах своего прошлого (по-видимому, пер-
воматерией.— В. Р.). Когда же производят отделение, вот что происходит:
или возлегают только духи, а тела остаются, или духи и тела возносятся
купно» (с.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.