Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Медь, серебро и
золото можно искать — причем более успешно — иначе, без «волшебного
жезла" Агриколы. И только энтомологически пристальное наблюдение
над «странной мухой» по-прежнему длится — теперь уже с научными
целями. Между тем без магического Элоима и без земного
злато-серебронскательства не было бы и мухи, изученной во всех подробностях.

Точно так обессмыслились и отлетели в оккультное небытие ритуальные
символы алхимической магии. Золотые сны о трансмутации стали объектом
истории курьезов и заблуждений55, персонифицированных в шутовской
игре комедиантов былого, исторически закономерно избывшего
себя алхимического действа. Действительные же герои, изображаемые
этими шутами,— по точному слову Маркса, — уже умерли 56.
Осталось вещество. Только оно и осталось. Захватанное, занюханное,
миллионы раз преобразованное алхимиками, ими же названное, ими же
описанное. Бесконечный мир веществ, отданный в вечное распоряжение
новой науке, научной химии для научного изучения, инженерного получения
и технического использования.
Между тем ничего такого никогда не было бы, не будь магико-символических
универсальных идеализации, не будь злато-сереброискательской
идеи, берущей за живое адепта алхимического искусства, вынуждающей
его жить и умирать в алхимическом мифе так, как живут и умирают в
будничном мире реальностей.
54 А. М. Турков, комментируя «Царицу мух», свидетельствует следующую запись поэта,
сохранившуюся в его бумагах: «Знаменитый Агриппа Ноттенгеймский царицей
мух называет какую-то таинственную муху величиной с крупного шмеля, которая
«любит садиться на водяное растение, называемое Fluteau plantagine, и с помощью
которой индусы якобы отыскивают клады на своей родине».
55 «В Штутгарте состоялся второй международный конгресс... алхимиков. 140 представителей
«черной магии» из западноевропейских стран и США собрались на горе
Кинпесберг, чтобы, как заявил представитель конгресса, «рассеять вульгарное представление
об алхимии и обосновать ее научный характер». Среди тем «научных» докладов
участников конгресса — «влияние зеленой звезды», «крапива в ноле напряженности
между микро- и макрокосмосом» и другие столь же «актуальные» проблемы
» (из газетных сообщений).
56 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 418.

ГЛАВА
VII
SCIENTIA IMMUTABILIS
или
КАК РАЗВИВАЛАСЬ АЛХИМИЯ
«Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми,
сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится
в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в
красного льва. Итерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым
виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в ка-
медеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в
обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно
жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь
безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют
реторту темным своим покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного
дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона,
разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится
и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет
зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова
дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты
увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.