Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

163—165; Hoefer, 1869, 2, с. 7). Это ренессапспый расчет
с косной традицией, утверждение мира и вещей этого мира как живого
и живых, отвергающее полуживую традицию.
Все, что телесно,— то и живое. Одушевляющее начало сокрыто в каждом
теле. Алхимические начала — тем более живые существа. Жизнь
воды-—ее текучесть, огня-—летучесть, серы — горючесть... Смерть — естественный
результат жизни, в некотором смысле тсхнохимический и
механохимический ее результат. Умерщвление серы, например, происходит
путем ее сжигания, металлов — через разрушение их тягучести, воды
— через огонь, огня — через воду... Архей—это верховная жизнь вещей.
Археи — не личные существа, но силы природы. Здесь же обоснование
естественной магии. Сознательные существа, воздействующие на тела,
заменены присущими живым телам бессознательными, но целесообразными
силами. Магия, как считает Парацельс, есть искусство через некоторые
тайные силы и особенно через прямое воздействие одушевляющего
начала данного человека на одушевляющие начала других людей
и тел природы при посредстве веры и воображения производить вещи,
немыслимые иначе — с благодетельною или злою целью.
Взаимодействия тел мыслятся антропоморфно. Симпатия — антипатия.
Деятельные начала Телезио из Козенцы (XVI в.) (тепло и холод) —динамические,
телепатические проявления взаимодействующих веществ.
От земли до неба — все вещественно и различается лишь степенью утонченности,
мерой субтильности этой чувствующей вещественности (Tele-
sio, 1570, f. 21; 1965; АМФ, 2, с. 122—129).
» 232 «

Тезис о материальной сплошной однородности Вселенной, разработанный
Телезио, получает дальнейшее осуществление у Патрици (XVI в.).
Мир — целиком живой21. Не только небо и все его части, но и все элементы
и их части, покуда они не отделены от целого, одушевлены. Небо
и звезды, элементы и металлы, камни и растения не имеют органов чувствования.
Это обстоятельство не дает еще права отказать им в жизни,
ибо жизнь не соединяется с чувствованием необходимым образом (Pat-
rizi, 1591, л. 54—56; АМФ, 2, с. 150—154). Но источник одушевления
(fontanus animus) земных вещей — астральные тела. Жизнь гармонична.
Алхимия — относительно независимый, внутри себя тоже гармоничный
фрагмент этого живого гармонического мира.
Архей Парацельса Ван-Гельмонт называет жизненным пламенем, веянием,
духом. Он — плодоносящее семя. Он — мастер (faber), заключающий
в себе грядущее становление. В семенном архее под действием
полового наслаждения замышляется живой образ организма, развивающийся
в процессе рождения. Взаимодействие вещей также имеет симпатическую
природу.
Одушевление вещей (и всех элементов вещей) уравнивает природу и
алхимика в магических правах, делая адепта лекарем-демиургом. Деятельная
роль алхимика скорее магическая, ритуально-словесная, нежели
операционально-опытная. Живое не перерабатываемо руками (его
лишь можно улучшить промывкой, очисткой и прочим), ибо воздействие
на живое без убиения в нем жизни должно быть нежным и бережным,
уповающим скорее на чудо пресуществления, нежели на технохимиче-
ские и механохимические вторжения в вещество. На этом биолого-орга-
низмическом, магико-виталистическом пути нет ходу химическим целенаправленным
«умерщвляющим» процедурам. Начало манипулирующей
над веществом алхимии — конец вещества как живого, его физическая
деструкция. Смерть.
Сведение на нет «жизненной энергии» вещества предусмотрено нисходящей
трансмутацией металлов, связанной с угасанием живого.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.