Алхимия в средневековой культуре
75).
Между тем обновляющееся средневековье и не подозревало, что именно
герметическая сакральная алхимия Черной страны оказалась такой —
тоже, впрочем средневековой — колдуньей-чернокнижницей, которой суждено
было поторопить самое большое чудо из чудес: так передразнить
христианские средние века, чтобы подвигнуть их стать новым временем,
так окарикатурить ортодокса, чтобы выудить из него новатора; послушника
же мефистофельски распропагандировать в еретика. Самой же —
навсегда остаться хулимой.
51 Правда, вторая половина — дискуссия по диахронии — лишь намечена; но может быть
домыслена читателем. Вновь отсылаю того, кто дочитал эту книгу, к диалогу великого
итальянского поэта с Августином (Петрарка, 1915, с. 157—183).
ПРИЛОЖЕНИЕ
АЛХИМИЧЕСКИЙ ПАНТЕОН
ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ
Знаковая символика алхимии чрезвычайно
многообразна и с великим трудом поддается
упорядочению. Объектом символотворче-
ства является в сущности всё: металлы и
неметаллы; простые вещества . составные,
сложные; чистые субстанциальные индивидуальности
и смеси; квинтэссенция и акци-
дентальные свойства; первоматерия и Аристотелевы
стихии; алхимические начала и философский
камень; лабораторные вспомогательные
материалы и препаративные приспособления,
алхимическая посуда; технохимн-
ческие приемы и операции Великого деяния,
находящегося в прямой зависимости от констелляций,
от знаков Зодиака.
Словесные символы не нашли места в данном
приложении. Они рассмотрены во второй
главе. Напомню лишь, что синонимия
словесных символов не менее многообразна.
Вот, например, вовсе не исчерпывающий перечень
синонимических символов-метафор
для золота: Sol — Солнце; Corpus rubeum —
Пурпурное тело; Leo — Лев; Homo Senex —
Зрелый муж; Lapis benedictus — Благородный
камень; Filius Solis — Солнечный сын;
Paler ignis — Отчий огонь; Rttbeus filius —
Пурпурный сын; Lumen inajus — Горний
свет; Fermenlum rubeum — Пурпурный фермент.
Привожу три таблицы символической графики
(преимущественно эллинизированной
греко-египетской и европейской средневековой)
.
Таблица I содержит графические символы —
синонимы (круги, овалы, треугольники, многоугольники
и другие замкнутые фигуры;
прямые пли кривые незамкнутые линии, очертания,
похожие на буквы; простые или перечеркнутые
буквы латинского алфавита).
Графический материал заимствован из книги
Н. А. Морозова (1909, стр. 273—284), но
сгруппирован, исходя из принципа символической
синонимии.
Таблица II содержит наиболее важные графические
символы, взятые из разных источников
и относящиеся преимущественно к
средневековой алхимии.
Таблица III содержит только графическую
символику золота (и вариаций). Материал
взят из фундаментального справочника
Г. Гессиана (Gessmann, 1899, табл. XX—
XXIII). Названия даны на шести языках:
латинском, итальянском, немецком, французском,
английском и русском.
» 350 «
Таблица I. Символы-синонимы
» 351 «
Таблица I (продолжение). Символы-синонимы
» 352 «
Таблица II. Символы средневековой алхимии
» 353 «
Таблица II (продолжение). Символы средневековой алхимии
» 354 «
Таблица III. Символы золота
» 355 «
Таблица III (продолжение). Символы золота
» 356 «
Таблица III (продолжение). Символы золота
» 357 «
СОСТАВ ОСНОВНЫХ
ЛАТИНСКИХ АЛХИМИЧЕСКИХ КОРПУСОВ
Здесь приводится состав двух наиболее
представительных латинских алхимических
корпусов XVII века, являющихся первостепенным
источником для историкоалхимиче-
ских изысканий в более поздние времена.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.