Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре


И все-таки природа первая создала золото. Природа тождественна
богу, творящему ex nihilo. Роль алхимика опять несколько принижена:
он должен подстеречь, вызнать средства, применяемые природой,—
объективные средства. И тогда алхимик — уже не художник, а почти
ученый. И все-таки почти, потому что искомый икс найден давно. Его
только надо вновь обнаружить. Не поэтому ли алхимический опыт выступает
как повивание сокровенного, давно найденного, как однообразный
комментарий к тайным книгам, утраченным или темным-темно зашифрованным.
На этом пути собственно химические знания либо вовсе
не нужны, либо нужны как побочные знания. Зато нужно совсем другое:
владение тайным магическим словом, материализующимся в конкретном
инструменте, отворяющем алхимический Сезам.
Алхимическая магия не связана с духами, имеющими личное существование.
Это — скорее энергетическая магия, когда спиритуалистические
химеры выступают в виде силовых эманации, одушевляющих
грубую материю. Ход более перспективный, нежели черномагический
демонизм. Отсюда и астральный анимизм, наделяющий свойствами живого
практически все.
Алхимик в своем всесилии как бы дублировал бога, даже превосходил
его, но не отменял, ибо бог не заботится о каждом человеческом шаге.
Управляя ходом мировой жизни в целом, вседержитель оставлял на откуп
алхимику его алхимический сектор. А уж только оставь... Пусть ограниченная,
но свобода оборачивается безграничным подражанием.
В итоге — безграничная свобода под видом ограниченного подражания.
Силовая алхимическая магия. Ее материал — автономная материя.
«Религиозный парламентаризм» (Плеханов). Но такой парламент, в
котором каждый парламентарий богоравен. Высшее взаимодействует с
низшим, аналогичным высшему. Так достигается единство и единственность
алхимической вселенной. Три ступени алхимического космоса:
45 Художник как одно из определений алхимика в нашем контексте неизбежен, и, в
силу особенности предмета, намекает на новаторство, которое связывает с этой деятельностью
сознание нового времени.
» 254 «

низший — чувственный мир; высший — умопостигаемый; наивысший —
божественный. Бог управляет миром умопостигаемым, а разумная душа
—чувственным миром вещей. Алхимик — всеми тремя. Совершенный
дух отождествляется с совершенным телом. Это и есть итог алхимического
магического действования.
Алхимический энергомагический ритуал в XV веке осваивают как
метод, как способ одухотворения первичной материи на пути изготовления
из нее золота — материи совершенной. При этом первичная материя
— не nihilum negativum, a nihilum positivum — нечто. Корнелий
Агриппа утверждает: мир имеет троякий характер — стихийный, интеллектуальный,
небесный. Низшее управляется высшим и от него получает
силу. Творец мира эманирует свое могущество через ангелов, небеса,
стихии, животных, растения, металлы и камни на людей. По ступеням.
Отсюда и три вида магии: естественная, небесная, церемониальная
(Agrippa, 1593; Цейтлин, 1931а, № 6, с. 30). Алхимик суммировал
эти три вида, покушаясь в запальчивости пародиста быть физиком, математиком
и теологом сразу; но дилетантом во всех этих качествах.
Зато дух сообщался с телом легко и успешно. Созидался образ целого.
Осуществлялся теоретически неосуществимый гармонический синтез
духа, души и тела. Постигалась мировая душа — квинтэссенция. Сокрытые
свойства в вещах мира вызываются небесными светилами, продолжает
Агриппа. Квинтэссенция может быть очень полезной, если только
мы сумеем ее извлечь из какого-нибудь вещества, скажем из металла,
и перенести ее в другое вещество.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.