Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Элемент, понятый как одушевленное и одухотворенное
первотело, породит мистическую алхимию, которая будет существовать
еще довольно долго — после фактической смерти алхимии как живой
исторической реальности. В терминах теории алхимических первоначал
это: магнетическая сера; сила, или сера бога, первоначало жизни и движения,
архей {сила) Парацельса, огонь как движение (образ материи,
приведенной в движение силой). Отсюда вещественно спиритуалистическая
иерархия видов материи: минеральная, растительная, животная —
соответственно тело, дух, душа.
Первоматерия инертна. Она — хаос, море философов в вечном состоянии
глубокого штиля. И только движение извне сообщает ей свойства.
» 228 «

Это оккультная линия трансмутации алхимических начал.
Технохимическая линия иная16. Первоэлемент-вещество может быть и
количественно определимым элементом состава. Здесь-то и возникает
подлинно химическая проблема конструирования веществ с заранее нужными
свойствами, когда состав — элементарный! — определяет
свойства.
Но первоэлемент может быть и живым организмом. И этот ход мысли
тоже обнаруживается в историческом движении алхимических начал.
Взаимодействие этих линий может быть истолковано как единоборство
«физикалнзма» и «биологизма» в химии, специфическим образом «предвосхищенных
» алхимией.
Итак, элемент как организм и элемент как частица.
АЛХИМИЧЕСКИЙ КОСМОС —живой космос. Да и каждый фрагмент
этого космоса — тоже живой. Он и часть организма, и самостоятельный
организм. Одушевленный, одухотворенный алхимический элемент есть
земная копия тоже живого астрального тела. Мир «Изумрудной скрижали
»— это организм с наперед заданной «биологической» судьбой,
мифологически вечной, астрологически предопределенной. Целое недро-
бимо. Рождение, рост, смерть. Целение в ходе алхимического существования.
Семенное оплодотворение, череда соитий. Алхимическое золото —
плодоносное тело. Искусственное золото само способно превращать металлы
в золото.
Алхимическое тело эволюционирует, восходит от несовершенных до совершенных
своих состояний с участием алхимика-эскулапа, применяющего
медикамент, эликсир, панацею. В природе это происходит само.
Лекарь — сама природа.
Алхимическое деяние — в недрах ли земли, в алхимическом ли горне —
жизненный процесс. Зарождение, умножение — рост и далее... к смерти.
Живое преобразуемо, пресуществимо.
Прерванное развитие — алхимический аборт. Абортируемое тело — металл-
недоносок. Алхимики уверены: когда, например, начинают разрабатывать
рудник и в нем находят металлы, еще не завершившие своего
развития {открытие рудника прерывает действие природы), эти металлы
остаются несовершенными и никогда уже не достигнут совершенства,
а все металлическое семя, содержащееся в этом руднике, теряет свою
силу и добрые качества.
Сера — отец металлов, а ртуть — их мать. В сложных телах, согласно
Альберту, сера представляет собой семенную жидкость отца, а ртуть —
месячное отделение матери, сгустившееся, чтобы образовать зародыш...
Одна сера не может зачать, равно как и ртуть. Если оба начала нечисты,
металлы будут несовершенны {Albertus Magnus, 1958, с. 21—23). Примерно
то же читаем и у Арнольда из Виллановы: «Почтенный отец!
16 Но и эта линия раздваивается. Первоэлемент—и вещество для оперирования и
понятие-имя одновременно.
» 229 «

Приблизь благоговейно ухо свое и внимай: ртуть есть семенная жидкость
всех металлов, их первичный материал...

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.