Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Оперирование абстрактно, зато
конкретен образ алхимического космоса (ВСС, 1, с. 389—444).
Между тем рядом живет технохимическая практика. Тинкториальная
лжетрансмутация металлов в золото и серебро: окрашивание и амальгирование;
лакирование; изготовление фальсифицированных под золото
и серебро сплавов; техника крашения и изготовления красящих веществ.
Используются всевозможные химикалии: натрон (сода), поташ,
квасцы, купорос, бура, уксус, ярь-медянка, свинцовые белила, сурик, киноварь,
сажа, окислы железа и мышьяка, сульфиды мышьяка. Технохи-
мики знают свойства семи металлов, по назначению умеют их применять.
Получение искусственного «золота» тщательно разработано и технологически
воспроизводимо. Расписаны все четыре стадии этого техиохимического
процесса 6.
5 Здесь и далее в этой главе некоторые фактические сведения из истории ремесленной
химии и алхимии заимствуются из книг но истории химии, названных в библиографическом
приложении: Дж\'а (1966), Фестер (1938), Фигуровский (1969), Holmyard
(1957), Lindsay (1970), Stillman (I960) и др.
6 I. Тетрасомия (....—тело). Исходный сплав изготовляется из олова, свинца, меди,
и железа. Поверхность его черна.
» 273 «

Получение искусственного «золота» — главное достижение имитирующего
технохимического ремесла Александрийской эпохи.
Техническая химия этой поры представлена в Лейденском папирусе X
(III в.), переведенном и прокомментированном Бертло7. Лейденский папирус
содержит сто рецептов, предписывающих приемы золотоподобных
имитаций.
Универсальным — не только химическим — источником является Стокгольмский
папирус8, содержащий 152 рецепта, из которых только 9 посвящены
золотоподобным имитациям; 73 — подделкам драгоценных металлов
и жемчуга; 70 рецептов описывают крашение тканей, преимущественно
в пурпурный цвет.
Этими папирусными сводами, собственно, и исчерпывается Александрийская
техническая химия, лишь в смысле цели совпадающая с алхимией.
Даже беглый взгляд на тексты этих рецептурных Корпусов и па текст
«Изумрудной скрижали» убеждает в том, что мы имеем дело с двумя
разными сферами деятельности, общими лишь номинативно: и там, и там
видимая цель—золото. Но если для . алхимиков — это лишь предлог
для космических построений, то золото .для технохимика — реальная
цель, связанная, однако, не с метафизической трансмутацией, а с трансмутацией
физической. Заклинаний именно по этой причине в папирусных
сводах почти нет. Между тем герметические александрийские тексты
— сплошь заклинание. Но Лейденский и Стокгольмский папирусы
и «Изумрудная скрижаль» Гермеса — чистые модели. Иные тексты свидетельствуют
о начинавшемся и тогда взаимодействии. Если, конечно,
прибавить к этому взаимодействию третий компонент, а именно неоплатоническую
теоретико-философскую мысль (Плотин, Прокл, Ямвлих)
об эманации единого, иерархии духовно-вещественных ценностей,
слагающих универсум.
Эти срединные синкретические тексты достойно представляют их авторов:
Зосима Панонолитанского (IV в.), Синезия (V в.), Олимпидиора и
Стефана Александрийского (VI в.). Но традиция, ассимилированная
названными авторами, восходит к еще более ранним временам, а именно
ко II или даже к VI веку до н. з.-—основополагающему сочинению
6 II. Аргиропея ( ....... — серебро; ..... — делаю). Заключается эта стадия в отбеливании
тетрасоматы сплавлением четвертичного сплава с мышьяком и ртутью.
III. Хризопея ( ·......

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.