Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Производитель ограничивался
тем, что вводил в заблуждение публику, не обманываясь в отношении
своих процессов; таков случай с автором Папируса. Впоследствии, напротив,
он присоединил к своему искусству использование магических
формул или молитв и был обманут своим собственным промыслом 1
(с. 22).
Итак, с одной стороны, ремесленники-практики, чуждые магии, с другой—
философы-аурифакторы-маги. Бертло предлагает иную, технологическую
интерпретацию. Операции, совершавшиеся ремесленниками
времен Папирусов, были теми же, что и у ювелиров, но государство вменило
им в обязанность использование специальных марок, предназначенных
для определения действительной пробы драгоценностей, испытанных
в правительственных мастерских, и заботливо отделило торговлю подделками,
то есть имитациями, от торговли подлинными драгоценными
металлами. Несмотря на эти предосторожности, люди постоянно обманываются,
поскольку им не известны марки и способы проверки. Точных
методов анализа раньше не было. Отсюда до мысли, что можно было бы
получить имитацию столь превосходную, что она стала бы тождественной
своему оригиналу, всего один шаг. Именно он и был преодолен алхимиками
(с. 22—23). Бертло допускает даже такой предельный случай, когда
может укорениться мнение, что настоящее золото и настоящее серебро
также представляют собой смеси или сплавы. Притязание на повторе-
1 Здесь и далее взгляды Бертло пересказываются по статье Дж. Нидэма; русский перевод
П. П. Мостового (Needham, 1970, N 152, с. 3—25).
» 303 «

ние пропорций золота (или серебра) путем присоединения его к другому
металлу (diplosis) повлекло за собой идею о том, что золото и серебро
являются сплавами, которые возможно воспроизвести и приумножить,
вызывая в смесях метаморфозы, сходные с брожением и размножением.
Если к этому прибавить все-таки еще неважную технику различений
чистых металлов и их сплавов, неопределенно и неоднозначно именуемых
aes, electrum, azem, станет понятна столь массовая аберрация.
Одних только «аземов» (помимо естественного сплава золота и серебра)
существовала добрая дюжина. Ничто в большей степени не способствует
облегчению мошенничества, чем подобная путаница: она тоже тщательно
поддерживалась подделывателями. Равно и наоборот (что легко понять)
— она проникала через продукты, перерабатываемые в алхимических
операциях, в сознание самих работников. Теории философских школ
о первовеществе, неизменном во всех телах, но приобретающем настоящую
форму через присоединение основных качеств, выражаемых четырьмя
элементами, поддерживали и поощряли это смешение. Таким образом,
работники, привыкшие к составлениям сплавов в подражание золоту
и серебру, иногда столь совершенных, что они вводили в заблуждение их
самих, в конечном счете уверовали в возможность эффективного производства
этих металлов во всем их совершенстве с помощью некоторых
комбинаций сплавов и некоторых операций, исполненных с помощью
сверхъестественных сил, высших властительниц всяческих превращений
(с. 23). Так думает Бертло. Здесь уже не простая аберрация, а такая
именно, которая подкрепляется космологическим аристотелизмом, формирующим
качественную предметность — многоцветную вещественность
2.
Итак, «теория обманутых обманщиков», вызывающая глубокие сомнения
даже у её автора — самого Бертло (там же).
Иногда ремесленникам Папирусов случалось использовать те же формулы,
что и в алхимических манускриптах.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.