Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Частицы эти обладают
размерами. Но здесь же и четыре Аристотелевых начала, выступающих
скорее как свойства, функционально детерминированные размером
атомов и пустот между ними. Трансмутационная идея — почти
геберовская: ртутно-серное созревание золота с помощью эликсира —
философского "камня, или медикамента. Впервые сообщает о возможной
трансмутации кварца и стекла в драгоценные камни. Мельком упоминается
соль как третье начало наряду с ртутью и серой.
однако примечательней всего — систематизирующий, классифицирующий
ум Ар-Рази, привносящего в свою науку рациональность. Так, в
«Книге тайн», например, легко выделить три крупных ее раздела: познание
веществ; познание приборов; познание операций. Особенно расчленено
познание вещества в «Книге тайны тайн». Оно включает фиксацию
ртути, удвоение золота, получение эликсиров, кальцинацию (обжиг) металлов
и других веществ, растворение, возгонку, размягчение, обработку
минеральных, растительных и животных веществ.
Классификация веществ у Ар-Рази — свидетельство пристальных наблюдений
над превращающимся веществом. Прежде всего все вещи подлунного
мира разделены на три принципиальные группы: землистые
(минеральные), растительные, животные. Минеральные вещества в свою
очередь специфицируются на группы поменьше: духи, или летучие спирты
{ртуть, нашатырь, аурипигмент, реальгар и сера)·, «тела» (металлы:
золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, харасин-цинк (?), или
«китайское железо»); камни: маркасит, марганцевая руда, бурый железняк,
голмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый
мышьяк, сернистый свинец, сернистая сурьма, слюда, гипс, стекло,
купоросы (черный, желтый и красный — сульфаты железа, зеленый и
белый — цинковые квасцы); «бораки» (хлебная бура-поташ, натрон-
сода, бура ювелирная, паяльный «тинкар», зареванская бура, арабская
бура); соли (хорошая соль — обычная, горькая — мирабилит, каменная,
белая, индийская, китайская, поташ, соль мочи, известь, соль золы).
Вещества растительного царства не русифицированы. Животные вещества
(волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца,
раковины — «мать перлов», рог). К этим спискам «простых» тел Ар-Рази
добавляет некоторые их производные, производные металлов и неметаллов,
«тел» и «нетел». Это сплавы: латунь, бронза, сплав семи металлов,
светлая бронза (сплав меди и свинца), муфраг — сплав свинца и
олова; кроме того: ярь-медянка, крокус, свинцовый глет, сурик, белый
свинец, окись меди.
Таков вещественный арсенал, бывший под рукой и в деле у Ар-Рази, великого
арабского алхимика.
» 277 «

Естественно, столь впечатляющий ассортимент продуктов требовал не
менее богатого лабораторного сервиса — химической посуды и приборов.
Вот что было в лаборатории Ар-Рази: кубки, колбы, тазы, стеклянные
блюда для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные
лампы, жаровни, печи (атаноры), напильники, шпатели, ковши, ножницы,
молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, тканевые, шерстяные,
волосяные и шелковые фильтры, алембики, алуделы, воронки, кокурби-
ты; ступки с пестиками, металлические сита (Holmyard, 1957, с. 86—87).
И все это тут же . оживало, когда пускалось в непосредственное дело
плавления, декантации, фильтрации, дигерирования, дистилляции, сублимации,
амальгирования, растворения, коагуляции.
Таков арабский алхимический мир, существовавший до X—XI веков,
насквозь рациональный и только терминологически слабо спиритуалп-
зированный.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.