Алхимия в средневековой культуре
Безатомный же характер первоматерии очевиден.
На этом пути подступы к атомизму перекрыты.
Металл—живой организм. Болезнь металла — свидетельство того, что
87 Не потому ли Демокрит — «отец алхимиков»?
» 245 «
он действительно живой. Очеловечивание космоса и всех вещей, в нем
пребывающих,— ярко выраженная направленность алхимического мышления.
На этом пути возникает идея многоцветной индивидуации алхимических
«акцидентальных субстанций» — идея «химической» индивидуальности.
Прибавлю к этому дискретный характер «биологизированной
», пресуществленческой линии средневековой алхимии, снимаемый,
однако, в однородной непрерывности первоматерии, в недискретно пронизывающей
функции квинтэссенции. Дискретность снимается пантеис-
тичностью квинтэссенциально Единого, размытого по вселенской
эмпирии. Элемент-принцип и элемент-вещество сначала отождествлены,
позднее разведены. Алхимический элементаризм — химический атомизм.
Биологическая индивидуация — физический разрушительный
квинтзссенциализм. Это и есть тот перекресток, за которым начинается
химия, располагающаяся (что особенно явлено в нынешнем состоянии
химической науки) между биологией и физикой. Алхимия в
этом смысле (если говорить фигурально) — и прошлое, и будущее химической
науки; так сказать, «гиперхимия».
Для совершения чудодейственных алхимических превращений (целое
переходит в целое) в мир металлов выпускается эскулап-посредник, всемогущий
эликсир. Но так как «подобное лечат подобным», посредник
также составлен из тех же алхимических начал, что и металлы (эмпирия
алхимиков). Он ртутно-серный. Он богоподобен. Его вторым (после серы;
может быть, и первым) отцом является сам алхимик. Он его сам
творит. Человек и бог отождествлены в алхимике, или в его представителе—
философском камне. Камень персонифицирован. Но вместе с тем
и эссенциален. Слитность-тождественность души и тела; конкретно-предметного
и бестелесно-сущностного.
Поскольку алхимик отождествляет в себе человека и демиурга, постольку
и движение, обретающее личностное самопроявление, в алхимии
снято. Experienua как духовный опыт вырождается в ремесло — experi-
tnentum. Есть восхождение от первоматерии к квинтэссенции. Это путь
алхимического индуктивизма. Но есть и путь нисходящий, так сказать,
дедуктивный: от квинтэссенции к первоматерии. Если первоматерия —
алхимическое Все, то квинтэссенция — алхимическое Единое. «Все
есть Одно». Но и «Одно есть Все».
Для уяснения сути алхимического «эксперимента» существенно знать,
дана ли тайна философского камня априори как божественная истина.
Если дана, тогда алхимический «эсперимент» — лишь повивание сотворенной
природы, вопрошание природы; ее, так сказать, комментирование.
Отвечать на этот вопрос — дана ли тайна камня заранее? — приходится
двояко: и дана, и вместе с тем не дана эта тайна изначально. Философский
камень — это с самого начала творческий конструктивный образ,
прикинувшийся образцом в ходе частного поиска.
Реконструкция алхимических «теории» и «эксперимента» помогает
извлечь исторические уроки, преподанные химии нового времени средневековой
алхимией.
» 246 «
Исторический результат преобразования алхимии в ходе ее взаимодействия
с официальным средневековьем есть ее распад на собственно
химию, химическую технологию и опустошенные формы оккультизма в
новые и новейшие времена. Средневековое же природознание в определенной
своей части обернется наукоучением Френсиса Бэкона.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.