Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Пока что — мистика и физика. Неоплатоническая
игра. Неоплатонический праздник. Чуть-чуть приземленный
праздник.
» 275 «

ЭТАП ВТОРОЙ: физико-м и стика, или алхимия европейских средних
веков. Но прежде — алхимия (или «химия», что вернее) арабских
средних веков.
Переводы греческих и латинских авторов были известны еще до VII века.
Центром переводческой деятельности были Академия в Джунди Шапу-
ре, Эдем в Месопотамии (V в.), Эмез в Сирии (IV—VII вв.) —крупнейшие
культурные центры арабского мира. К этому времени становятся
известными переводные версии Зосима и Псевдо-Демокрита.
VII век — время становления арабоязычной исламской культуры.
В VIII—XI веках при халифе Омаре, халифах династии Омейядов Ха-
руне-ар-Рашиде и Ал-Мамуне работали сирийские, персидские, индийские,
александрийские и греческие ученые. С IX века появляются
собственно арабские сочинения (Сирия, Ирак). В трактатах, принадлежащих
Халиду (ВСС, 1, с. 509—518; 183—188; 189—190), впервые произнесено
имя алхимия.
Халид (VII в.) изготовляет имитацию золота. Появляются алхимические
тексты под именем монаха Мариана, ученика Стефана Александрийского.
Переписка принца Халида и монаха Мариана считается первым арабским
алхимическим текстом, переведенным на латинский язык.
Джабир ибн Гайан (VIII—IX в.) —знаменитый арабский алхимик. Ему
приписывают следующие книги: «Сумма совершенств», «Книга о печах».
Традиция отождествляет Гебера с Джабиром, хотя, по-видимому, речь
идет о двух разных алхимиках, разделенных шестью-—восемью столетиями.
Поскольку, однако, сочинения Гебера {Geber, 1928; Jabir, 1545)
ассимилируют арабский химический опыт, о них нужно немного сказать,
припомнив еще две книги, найденные в библиотеках Каира и Стамбула:
«Книга семидесяти» и «Книга о ядах». Первая — преимущественно хи-
"мическото содержания и содержит подробные описания свойств металлов
и минералов. В ней описано также изготовление стекла. Теория
четырех стихий-качеств и ртутно-серная ее модификация — фундаментальные
умозрения алхимии Гебера. У него же находим развернутое
описание восходящей трансмутации металлов. Свинец — ближайший к
cepeбру и золоту металл. Гебер признает пять тинкториальных духов,
одухотворяющих трансмутацию, причем эти духи предстают в вещественных
обличьях: аурипигмент — серный мышьяк, мышьяк, нашатырь и
ртуть — «корень всех веществ», приравненный к первоматерии. Существен
для Геберовой химии набор реальных веществ: алнушадир — нашатырь,
бораки — щелочи, купорос, квасцы, аурипигмент, алкоголь, или
алкохоль, «металлическая» сурьма, сернистая сурьма. Гебер описывает
ряд химических операций: получение и очистка металлов, получение ц
перегонка растительных масел, кристаллизация, возгонка, перегонка
ртути, применение щелочей и мыл, возгонка в «пергамской алудели»,
нагревание в специальных печах-атанорах— «самоподдувателях». Иначе
говоря, рукотворный опыт над вещественными реалиями.
Вторая половина IX— первая половина X веков проходит под ьнаком
«химического» умения Ар-Рази, автора «Книги тайн» и «Книги тайны
» 276 «

тайн» (1957). В основу химического преобразования вещества положены
пять принципов, творец, душа, материя, время и пространство. Между
тем эти пять принципов, предполагающих материальную непрерывность,
снимаются на вещественном уровне дискретностью, ибо все вещи, согласно
Рази, состоят из неделимых, вечных и неизменных элементов-частиц
(в некотором роде атомов) и пустот меж ними.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.