Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

33). Мир алхимиков— едва ли не вся природа.
Металлургия и минералогия, петрография и ювелирное дело, изучение
естественных смол и соков, техника крашения — материаловедение
почти в современном объеме термина, а также бессчетные иные вещи,
не снившиеся и всеведущему Аристотелю. Алхимия, согласно Бэкону,
наука еще и о том, как возникли вещи из элементов. Правда, Бэкон
обособляет практическую составляющую алхимии. Эта часть всеобщей
науки «учит изготовлять благородные металлы и краски и кое-
» 20 «

что другое с помощью искусства лучше и обильнее, чем с помощью природы
» (с. 32). Именно эта алхимия «утверждает умозрительную алхимию,
философию природы и медицину» (там же).
Альберт Великий (XIII в.): «Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками.
Имя ее произведено от греческого archymo. С ее помощью
включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются—
несовершенные становятся совершенными» (Albertus Magnus,
1958, с. 7). Порча, болезнь, которую нужно лечить. Алхимическое искусство
сближено с искусством врачевания. Неспроста синоним философского
камня — медикамент.
Но главное — золото. Дионисий Захарий считает алхимию частью естественной
философии, ибо она указывает способ усовершенствовать металлы,
подражая насколько возможно природе (ТС, 1, с. 710 и ел.)
Анонимный алхимик XV столетия, связывая совершенствование металлов
с врачеванием человеческого тела, определит алхимию как тайную
часть естественной философии, из коей возникло искусство, не имеющее
себе подобного и поучающее, как доводить несовершенные камни
до истинного совершенства, больное тело человека до благородного
здоровья, а металлы обращать в истинное Солнце и в истинную Луну.
В этом искусстве — всеобщая медицина. Указания этого искусства исполняются
«рукотворно, помощшо секретных приемов, явленных детям
истины, и при помощи теплоты» (Hoefer, 1866, 1, с. 453). Итак, естественная
философия — тайная ее часть; связь с искусством врачевания;
практические цели; магические приемы: «физико-химические» рукотворные
процедуры; сподобленность божественному промыслу; элитарность;
секретный язык. Мозаическое столкновение разнородных составляющих
в цельном алхимическом деле.
Последующие определения алхимии подчеркивают практическое ее назначение.
Андрей Либавий (XVI в.) : алхимия — «искусство извлекать
совершенные магистерии и чистые эссенции из смешанных тел» (Даннеман,
1935, 2, с. 180). Анджело Сала (XVI—XVII в.): «Спагирическое искусство
составляет ту часть химии, предмет которой — природные тела:
растительные, минеральные. Адепты этого искусства совершают нужные
операции, вознамерившись употребить эти тела в медицине» (Sala,
1682, с. 221). Чередования искусство —наука, наука — искусство
едва ли случайны. Artiste — химик; artifex — искусник, ремесленник;
но artisan— художник (и тоже ремесленник). Алхимия —
ремесло, доведенное до искусства. Но и наука, открытая детям истины.
Самоопределения алхимии, которые вы только что слышали, освящают
эту деятельность, придавая ей практическую значимость. Но и в этих
немногих дидактических определениях явственно слышны космические
притязания всесильных адептов.
КАК ЖЕ ОТНОСИЛИСЬ к алхимии современники, сами не являющиеся
ее служителями?
» 21 «

Иоганн Тритемий (вторая половина XV в.) выразил мнение об алхимии
сторонних наблюдателей: «Алхимия — это целомудренная блудница
(casta meretrix), никогда ничьим объятиям не отдающаяся, а те, кто
домогался ее, уходили ни с чем.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.