Алхимия в средневековой культуре
Неалхимическое
средневековье пластичней, тоньше, но зато и мучительней, отличает
неотличимое. Алхимия не отличает. Она уподобляет, синонимизирует,
символизирует не только неотличимое, но даже и вовсе не сходное. Причем
делает это наспех, вразброс — грубо и зазывно, балаганно и самодеятельно.
Вещь и ее символический образ в алхимии противостоят, как
предмет и его зеркальное (пусть в кривом зеркале) отражение. Противостоят
не взаимодействуя, глядя в глаза друг другу, узнавая себя
друг в друге и... не узнавая. Абсолютное сходство до... абсолютного же
различия. Жесткая разведенность. Ускользающая от глаз слиянность
почти одинакового.
Что же расскажут первоисточники? Неоплатоник Прокл (V в.) в комментарии
к «Тимею» утверждает: природное золото, серебро и каждый
из металлов, равно как и все другие минералы, порождаются в земле под
влиянием небесных божеств и их истечений. Солнце производит золото,
Луна — серебро, Сатурн—свинец и Марс — железо u (Proclus, с. 432—
437; 279). Почти то же читаем у Парацельса, одного из завершителей алхимического
тысячелетия: каждый металл обязан своим рождением своей
планете; шесть остальных планет, соединяясь каждая с двумя знаками
Зодиака, дают ему различные качества (Пуассон, 1914—1915, № 2—3,
с. 16).
Здесь уже сделан последний шаг: металл и его планета (вкупе с
зодиакальными светилами) обожествлены и в целом, и по частям (по
свойствам). Признак вещи — это сама вещь. Пара металл — плане-
. а может обернуться парою планета — металл. Путь к слиянию, но
самого слияния еще нет. Есть лишь его возможность.
Блез Виженер настаивает: земля не производит ничего, чего не было бы
посеяно на небе (ТС, 6, с. 1 и ел.). Солнце, Луна и звезды постоянно
влияют на центр земли. Утверждается вертикальное—сверху вниз —
влияние. Постоянные сношения между ними могут быть изображены пирамидою,
вершина которой находится на Солнце, а основание — на Земле.
Здесь уже намек на противоположную направленность вертикали:
низ — верх; во всяком случае на их пластическое равновесие.
Итак, Солнце — золото, Луна — серебро, Марс — железо... И наоборот.
Без срединного члена. Почти равноправные партнеры, готовые слиться,
что, собственно, и происходит в философском камне (соитие мужского и
женского). Образование двуполого существа-вещества — фундаментальное,
освященное веками событие алхимического мифа.
Но прежде о соитии формальном — в слове, в разнородных культурных
пластах, пришедших в соприкосновение в изначальном алхимическом
синкретизме. Хофер свидетельствует: одно из обозначений воды в алхи-
14 Планеты связаны с металлами не всегда однозначно. У персов, например, Венера—¦
олово, а Меркурий — железо. Есть и другие варианты. Не важно, как связаны,
а важно, что связаны. Лишь золото неизменно связывается с Солнцем, начиная
с Ветия Валенса (II в.) (Lindsay, 1970, с. 217).
» 88 «
мни совпадает с древнеегипетским иероглифом, обозначавшим ту же
воду (Hoefer, 1866, 1, с. 38 и ел.). То же и в случае золота и серебра. Примечательны
также иудейско-египетские и греко-египетские симбиозы в
алхимической фразеологии александрийской поры — объединение разнородных
религиозных пантеонов: Хонсу-Ях (Яхве), Тот-Ях, Осирис-Ях,
Top-Аполлон. Чаще — пластическая слитность иного рода: объединение
разных, но египетских божеств (Амун-Ра) (Аверинцев, 1971 б, с. 268).
Ричард Английский (XIV в.) утверждает: первая материя камня называется
rebis, то есть вещь, получившая от природы двойное свойство, которое
дает ей имя гермафродита (ВСС, 2, с.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.