Алхимия в средневековой культуре
Чтобы произвести соединение, необходимо
очистить и духи, и тела. Гебер говорит, что только духи и содержащие их
потенциальные материи (первоматерии-души) способны соединяться с
телами-металлами. Но прежде их должно очистить, дабы осуществить
совершенную окраску, а не портить, жечь и чернить вещи. Существуют
едкие и жгучие духи, такие, как сера, реальгар (сернистый мышьяк),
пирит. Есть и более мягкие. Это различные туции (летучие окислы металлов).
Очищают их возгонкой. Духи легки, проникающи (Hoefer, 1,
1886, с. 329—332).
Алхимические духи ассимилируют аристотелевские качества: сера—·
элемент тепла; охлажденный нашатырь — холод; реальгар, сандарак —
сухость; ртуть — влажность. Расплавленные металлы (кроме железа) и
другие жидкости (вино, моча, уксус) причастны к Аристотелевой воде,
потому что твердеют на холоду и расплываются, испаряясь от жара.
А железо, кость, дерево— сродни земле. Воспринятое буквально, учение
об Аристотелевых элементах включило в себя все алхимическое вещественное
многообразие. Аристотелевский воздух ассоциирован с испаре-
9 Правда, при этом возрастает и конкретно-вещественный набор «духонесущих» солей:
аммонийная соль, сернистый мышьяк, маркасит, магнезия, туция (каждое из
этих веществ еще имеет вдобавок по нескольку смыслов: маркасит, например,—
это и серусодержащие соединения мышьяка, и различные серные и сернистые металлы—
пириты; магнезии — соединения серы со свинцом, оловом и серебром (тоже
пириты); туция — окись цинка, но и дым из печей, в которых прокаливают металлы.
» 216 «
ниями: сухим, дымчатым (охра, сера, сандарак) и влажным, парообразным
(металлы). Сухость и влажность — женские, пассивные свойства.
Жар и холод — мужские, активные. Жар и влажность — главные свойства
и соответствуют сере и ртути. Их соединение дает не только
киноварь, но и воздух, исполненный метафизического смысла стихии-элемента,
души всех вещей. Единение душ серы и ртути во мраке Тартара
дает телесную жизнь металлам (конечно, под покровительством высших
планетных духов).
Вместе с тем по мере приближения к земле, тем паче углубления в ее
недра, спиритуалистическая напряженность алхимической мысли слабеет,
алхимические духовные принципы тускнеют, обретая видимые
контуры и осязаемую шершавость вещественных своих подобий-переименований.
Но здесь чаще всего адепт-христианин вынужден сослаться на
какого-нибудь здравомыслящего араба. Так, Винсент, ссылаясь на Ар-
Рази, пишет, что минералы — это отвердевшие на протяжении времени
поры. Ртуть и сера сгущаются в первую очередь. Тела, постепенно, в
течение тысяч лет, терпящие изменения в залежах, в конце концов превращаются
в золото или серебро. Но искусство может произвести это
превращение в один день10 (Цейтлин, 19316, № 10, с. 68).
Спиритуалистические химеры вновь ушли за текст, обозначив вещественный
фасад тайного искусства.
Алхимические начала вступают во всевозможные сочетания с Аристотелевыми
стихиями и небесными качествами, свидетельствуя о своей
способности изменять «субстанциальные формы» вещей. «Седьмица»
Альберта Великого (XIII в.) складывается из четырех элементов Аристотеля
и трех собственно алхимических (ртути, серы, «металлической
воды»).
Семь духов Роджера Бэкона (XIII в.) включают алхимические начала,
но и другие вещества: ртуть, сера, полусернистая ртуть, живая сера,
орнамент, аурипигмент (As2S3), реальгар (AsS). «Седьмица» Роджера
Бэкона соотнесена с семью планетами, к а к б ы повторяя семичленный
ряд металлов (ТС, 2, с.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.