Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

331). Алхимический spiritus двойствен: он и газ, то есть
умерщвленная физическая протяженность, элемент; он же — и аристотелевская
энтелехия. Даже на этом, арабском, этапе, понимаемом историками
химии как рациональный, трансмутация металлов остается процессом
двойственной природы: материальным (в первую очередь), но и духовным,
представленным в терминах панпсихизма, антропо- и зооморфизма
духа. Натуралистический витализм.
Алхимию христианских докторов (XII—XV вв.) можно рассмотреть в
контексте арабского влияния с креном в сторону христианского спиритуализма
(результат мимикрирующего «вхождения» алхимии в пространство
официального средневековья).
Трансмутация алхимических начал продолжается...
ВИНСЕНТ ИЗ БОВЕ (XIII в.) в «Естественной истории» много места отводит
алхимии, ссылаясь на Гебера. Алхимия для Винсента — практическое
приложение к науке о минералах, как агрикультура для ботаники.
С помощью алхимии минеральные тела превращаются из их собственных
родов в другие — главным образом в металлы (Vincentius Bellova-
censis, 1481, 1, VIII; Цейтлин, 19316, № 10, с. 66—68). Но и тогда антиадепты
могли сослаться на «химию» Псевдо-Аристотеля (XV—XVI вв.)
(четвертая книга о метеорологии), в которой отвергалась возможность
искусственно превратить одни роды (субстанциальные формы) вещей в
другие. Можно лишь добиться той или иной степени похожести.
Перефразируя алхимическую теорию элементов, Винсент с энциклопедической
обстоятельностью сообщает о четырех минеральных духах:
сере, ртути, мышьяке и соли (точнее, солях: аммонийной, соде и поташе).
При этом сублимационная их способность по отношению к
шести металлам различна. Духи, проникая в тела металлов, осуществляют
единение тела и души. Возгонка вещества — результат содействия
духа. Камню не подняться самому по себе, считает Винсент,
8 Операциональное™) газовой «химии> не есть еще свидетельство утраты алхимической
природы этой лишь с виду рациональной деятельности.
» 215 «

даже под действием огня. Духи же подымаются сами: возгоняются, растворяются
и управляют возгонкой и растворением других, веществ. Они
смягчают, охлаждают, сушат и увлажняют четыре элемента. То же, что
не возлегает от огня, есть неподвижное в вещах — это тела камней и металлов.
Духовность алхимических начал оправдана в собственно химических
процедурах, «расшатывающих» вещество и готовящих его для
грядущих химических соитий: растворение, испарение, возгонка. Спиритуалистическое
объяснение ручных воздействий на вещество.
Тело мертво. Дух (алхимическое начало) его воодушевляет. Индивидуализируется
посредник меж духом и телом — душа. Все вещества для
химического оперирования -ожившие вещества. Они суть произведения
духов (через нагревание, возгонку, испарение — летучая потенция
огня).
Вторя Геберу, Винсент считает, что металлы зарождаются в недрах земли
духами ртути и серы. Жизнь металлов с самого начала есть следствие
алхимической «духовности».
Гебер и Псевдо-Аристотель, а вслед за ними и алхимики-христиане
объединяют минеральные духи с духами планет, увеличивая четверицу
до седьмицы, и вводят, таким образом, в ряд духов, имеющих вещественные
эквиваленты, духи только астрального происхождения, повышая,
стало быть, меру духовности алхимического духоведения 9.
По Псевдо-Аристотелю, духи — это формы (акциденции), потому что они
обнаруживают свои качества-свойства, лишь соединяясь с субстанциями,
или неподвижными телами.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.