Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Да, все это правомочно и
полезно. Но ускользает главное. Образ мышления алхимиков, именно
химический образ мышления, остается непознанным. Алхимик даже
и не заподозрен в существовании в его голове такового.
Между тем реконструировать «химию» алхимика куда трудней, чем
просто перевести алхимический текст с одного языка на другой; зато
куда интересней и, главное, куда актуальней.
«Химическая» картина мира алхимического средневековья принципиально
отлична от нынешней химической картины мира. Как, впрочем,
отлична культура (и наука) средних веков от культуры (и науки) нового
времени, средневековое мышление —от мышления современного. Во
всяком случае, таково достаточно тривиальное предположение. Главный
интерес в истории алхимии представляет не то, в какой мере алхимия
еще не стала или уже стала химией, а то, что она исторически неповторимо
выражает определенную систему взглядов, определенный способ
мышления определенной эпохи.
Наконец, самый радикальный на алхимию взгляд: алхимия — та же
химия, логически не противоречивая форма научной деятельности. Ли-
бих, например, утверждает: «Философский камень, предмет постоянных
поисков древних алхимиков,— это в сущности сама наука химии.
Не она ли, подобно камню мудрецов, обещает благоденствие миллионам,
увеличение плодородия полей, не этот ли самый камень открывает
для нас законы жизни и дарует средства исцелять болезни и удлинять
самую жизнь?» (1861, с. 56—57). Или: «Алхимия никогда не была
чем-либо другим, как химией... Алхимия была наукой, она заключала в
себе все технико-химические ветви промышленности. То, что сделано было
в этом направлении Глаубером, Бетгером, Кункелем, может быть сме-
тальных наук», решительно противостоящий сторонникам линейного развития
науки с их концепцией алхимического здравомыслия, которое нужно обязательно
спасти во имя научной химии. Торндайк собрала бессчетные подробности. Но это
лишь материал для осмысливания. Лишенные концептуального стержня, эти фантастические
по объему результаты собирательского таланта так и остаются по большей
части лишь справочным материалом либо запасником для антикварных экспозиций.
» 29 «

ло поставлено наряду с величайшими открытиями нашего столетия»
(с. 57).
Вильгельм Оствальд варьирует ту же мысль: «Мы привыкли теперь
свысока и даже с презрением смотреть на экспериментальные попытки
средневековых ученых осуществить эти превращения (неблагородных
металлов в золото и серебро.— В. Р.), как на какое-то невообразимое
заблуждение. Но на это мы имеем так же мало права, как, например,
по отношению к современным попыткам искусственного получения белков.
Ведь теоретическая точка зрения того времени была именно такова,
что любому веществу подходящими операциями можно придать
любое свойство, подобно тому как теперь мы считаем возможным соединить
каждый элемент с каждым из других. Невыполнимость такого
превращения одного металла в другой выяснилась только в результате
опыта нескольких столетий. Но эта невозможность — только опытный
факт и, как таковая, не имеет ничего общего с логическими априорными
доводами. Искусственное получение золота для науки того времени
было просто технической проблемой, какой для нашего времени является
искусственное получение полимеров» (1909, с. 5). Средневековая
алхимия отождествлена с химией нового времени.
Итак: алхимия —ничто; алхимия — недохимия; алхимия—та же химия.

Б. М. Кедров свел воедино эти три, казалось бы, несовместимые, точки
зрения.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.