Алхимия в средневековой культуре
40).
Итак, встреча культур как диалог культур невозможна до соответствующей
взаимной их подготовленности (настроенности), несмотря на разноплеменную
толчею на пограничных базарах, мореходные караваны с
заморскими пряностями, случайные взаимные миссии, крестовые войны.
Диалог глухих не есть диалог.
Ищется иной подход к проблеме. Предполагается прежде всего достаточно
автономная определенность культур, которым предстоит встретиться.
Но автономность эта, конечно же, не столь категорична, как в
шпенглеровских построениях, когда беседа аполлоновской, магической
(арабской) и фаустовской душ принципиально исключается
(Шпенглер, 1923). Автономность эта такова, что допускает — и даже
на том настаивает! — взаимопостроение трансформатора-переводчика
беседующих, спорящих, ратоборствующих культур6. Такими культурными
автономиями предстали в пору зрелого средневековья латинский
Запад и арабский Восток (в западном — аверроистском — варианте).
XII—XIII столетия застают эти культуры в пылу спора одной с другой;
точнее, в состоянии резкой идиосинкразии, настойчивого отторжения
официальным Западом главных постулатов аверроизма. «Сумма против
язычников» ангелического доктора Фомы Аквинского — апогей несов-
6 Здесь я отсылаю читателя к историологическим разработкам В. С. Библера (1968;
1975).
» 153 «
местимости латинян и арабов — свидетельствует и о начавшейся совместимости
этих культур. Гнев теологической инвективы Фомы имел основания
и оправдания самого себя: он был последействием приятия авер-
роизма на еретическом полюсе европейского средневекового сознания.
Сигер из Брабанта (XIII в.) и его единомышленники — тому пример7.
Таким образом, встреча — диалог, спор, диспут, турнир, взаимоприятие-
взаимонеприятие— уже началась. Началось синхронное взаимодействие
двух культур в результате диахронного, относительно независимого их
исторического самодвижения.
Изучение диалогических отношений сопредельных социокультурных
единств — путь к разгадке их обоих, понятых, однако, скорее в их отличиях,
нежели в сходствах. Акцент на отличие — код к разоблачению их
сходимости. Воспроизведение диалога культур — эвристическое средство
для исторических реконструкций этих культур. Осознание существования
барьеров, разделяющих исторически сложившиеся типы мышления,—
начало взятия этих барьеров.
АЛХИМИЯ, в частности, как раз и оказалась той деятельностью, на почве
которой могло состояться и, в известном смысле, состоялось драматическое
свидание двух культурно-исторических преданий — арабов и латинян
8. Алхимия, выступающая околокультурным «декадансом» ортодоксального
средневековья, но именно в силу этого выявляющая специфически
средневековый лик этой культуры; лик, готовый обернуться
ренессанспым лицом. В алхимии оказались наглядно отраженными, выразительно
выявленными творческие силы человека европейских средних
веков. Алхимия помогла настроить его на гуманистические перемены,
заставив человека средневековья вглядываться в собственное отражение
в кривом зеркале алхимии.
Алхимия синкретична, как синкретичен и ислам, в котором аврамитическая
линия — лишь одна из нескольких генетических линий. Алхимия
запечатлевает не только официальное, но и внеофициальное, чернокниж-
ногязыческое, средневековье. Она — причудливое переплетение линий
монотеистических (иудаизм, неоплатонизм, католичество) и политеистических
(египетская, ассиро-вавилонская, эллинистическая традиции, культовая
обрядность варварского язычества).
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.