Алхимия в средневековой культуре
Он же и золотое руно.
5 Позднее (XIV—XV вв.) драконов станет уже целых три. Совершенство круга будет
поколеблено, зато возникнет новое совершенство — совершенство алхимической
троицы (ртуть, сера, соль).
» 77 «
Металлы — главный объект алхимического совершенствования. Метал-
лопланетная символика, халдейско-вавилонско-античное происхождение
которой несомненно, заимствуется все же из Книги Бытия. Золото —
Солнце, серебро — Луна, ртуть — Меркурий, свинец — Сатурн, олово—·
Юпитер, железо — Марс, медь — Венера (Lindsay, 1970, с. 217).
Рисованная символика богаче, нежели геометрическая или словесная.
Свинец — это Сатурн с серном, железо — Марс в каске и с мечом,
ртуть —Меркурий с кадуцеем 6 и крыльями на ногах и голове. Полисе-
мантичность символических уподоблений всплывает не вдруг, а лишь в
соответствующих контекстах. Раймснд Луллий провозглашает Солнце
отцом всех металлов, Луну — их матерью, хотя Луна и получает свой свет
от Солнца. От этих двух планет зависит состав магистерия (ВСС, 1, с.
872—874). Солнце и Луна выступают в двух ролях: сера и ртуть как алхимические
представители Аристотелевых начал, золото и серебро —
предельные состояния совершенствования металлов.
Последнее движение конструктивного символотворчества — к человеку
через мир растений и животных. В «Margarita pretiosa» Петра Бонуса
(XIV в.) шесть юношей на коленях пред королем. Коронация. Это шесть
металлов перед седьмым-—золотом (ТС, 5, с. 507). У Василия Валентина
в «Двенадцати ключах мудрости» золото — король, серебро — королева,
сурьмяной блеск — волк. Трехцветная одежда королевы предписывает
трехкратность очищения (ВСС, 2, с. 413—420).
Символические микросюжеты пластично увязываются, свидетельствуя об
алхимической утопии, ориентированной на будущее, хотя и живущей в
недвижной сиюминутности.
Но прежде, нежели венчать чистоту любви короля и королевы и допустить
их до брачной постели, вещает Барма, надо их тщательно омыть
ото всех грехов, как врожденных, так и благоприобретенных. Надо приготовить
для них теплую ванну, в которой их следует вымыть каждого
отдельно, ибо слабая женщина не могла бы перенести едкости мужской
ванны. Она была бы неизбежно разрушена или уничтожена. Мужская
ванна приготовляется из сурьмы. Что же до женской ванны, то Сатурн
покажет, какой она должна быть (Пуассон, 1914—1915, № 5, с. 12).
Упрощенный комментарий здесь такой: золото очищают сурьмой, серебро
— свинцом. Но все это куда значительней. Алхимический миф гипертрофированно
изображает миф христианский. Алхимические грех —
крещение — искупление. История эта разыгрывается в пределах
двенадцати операций Великого деяния, канонизированного с не меньшей
святостью, нежели жизнь великомученика, и воспроизводимого во
всеобъемлемых и всеобъемлющих символических экспозициях. Одно и
то же — многожды и в разном.
Кадуцей — жезл египетского бога с головой Ибиса. Над головой Солнце и рога —
знаки плодородия. Атрибут египетского пантеона с легкостью переносится на Олимп.
И здесь уже действуют боги-олимпийцы или их римские дублеры: Аполлон — золото,
Диана или Геката — серебро, Бахус — материя земли.
» 78 «
МОЖНО каждый алхимический объект представить центром алхимического
космоса, выходя за пределы этого объекта и каждый раз к нему
же и возвращаясь. С. С. Аверинцев точно так, впрочем, и поступил с золотом,
распредметив-одухотворив его в многоразличных символических
подобиях, включенных в контекст византийской культуры (Аверинцев,
1973) \
Между тем схема эта, схватывая символическое многообразие и внося в
него первоначальный порядок, не всеобъемлюща, ибо оперирует с именами-
понятиями, а не с именами-вещами.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.