Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Напротив,
понять алхимию как целое, это значит понять уже не ее, а то, что исторически
возникло впоследствии (научная химия, химическая технология
и прочее) ; или, что то же, понять неалхимическое средневековье как
Ренессанс, новое время и прочее, то есть уже не средневековье и не
алхимию.
Максимальное бытие оборачивается максимальным
же небытием. Большой текст алхимии свидетельствует об этом.
Именно так устроена и именно так живет сама алхимия в ее противостоянии
магистральному средневековью. Именно таким вот антитетическим,
неповторимо средневековым образом. Пусть еще раз об этом расскажут
тексты.
Муки с помощью огня, погружение в бесформенность с последующим
обретением совершенной формы. Утрата всякого облика — возврат к золотоносному,
венценосному, нетленному облику. От мертвого бескачественного
черно цвета ( ......... ) к высококачественному златоцвету
( ......... ). От крайнего унижения к наивысшей славе (Аве-
ринцев, 1973, с. 50). Последнее истлевание ради последнего нетления.
Черные монашеские одежды — белое и золотое сияние будущего века
(черноцвет — златоцвет). «Истязание» огнем. «Горнило испытаний
». Страдание. Все это христиански переосмысленные вариации Ветхого
завета. Алхимическое золото как эмблема христианского мученичества.
Василий Валентин учит: подобно тому как Христос, свободный от
грехов, умер за грехи мира, так беспорочное золото, удивительным образом
выдерживающее пробы, умирает за своих несовершенных и больных
братьев и сестер и снова, восставая в великолепии, освобождает и
растворяет их в вечной жизни (ВСС, 2, с. 413—420). Только став ничем,
золото, сиречь бывшее железо, становится всем. Цветок, восставший
из пепла. Воскресший бог. Мало быть серебром и мало быть золотом.
Даже им предстоит пройти путь мученичества и надлежит принять муки
во имя. Вслушайтесь и всмотритесь: прежде чем венчать золото и серебро
и допустить возлюбленных до брачного ложа, согласно алхимической
доктрине, надо их отмыть ото всех грехов, врожденных и приобретенных.
Для каждого в отдельности готовят по теплой ванне, ибо слабая женщина
не перенесет едкости мужской ванны. Ведь мужскую ванну приготовляют
из сурьмы. Что же до женской ванны, то Сатурн укажет, какою ей
быть (Пуассон, 1914—1915, № 5, с. 12) 40. Таинство брака. Погибель.
40 Может быть, здесь толкуют о способах очистки золота сурьмою, а серебра свинцом.
Но здесь важно не ч . о толкуют, а как толкуют.
» 335 «

Воскрешение. Торжество жизни попранием смерти смертью же. Совершеннейшая,
«химически чистая» белизна.
Небытие духа (и потому бытие мирского) в игре алхимических метаморфоз
оборачивается через духовное небытие подлинным бытием духа.
Такое становится возможным лишь благодаря амбивалентной природе
как магистрального средневековья (содержащего и одухотворенную
практику), так и алхимической периферии средневековой культуры (содержащей
заземленное, мирское духотворчество).
Алхимия устроена антитетически противоречиво. Но гордынный
творчески индивидуальный пафос адепта герметического искусства
ослабляет томление по богу. В алхимии в последнем счете оказываются
снятыми и коллективно-индивидуальное приобщение, и неподатливое
растворение во всеобщем субъекте — боге, и мучительное обретение себя
как личности. Алхимия жестче, ригористичней, самонадеянней. Но так
же незыблемы и неприкосновенны словно отлитые на века алхимические
тексты, в точности соответствующие алхимическому делу, отмеченному
гордым именем—Scientia immutabilis, присвоенным алхимии ревностными
ее служителями.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.