Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Конструируется органо-химиче-
ская система, предусматривающая воздействие на пораженные части
тела химическими средствами. Медико-химические предписания врача-
алхимика следуют из этой системы, овеществившей бесплотные категории
алхимического элементаризма. Приведу Парацельсов рецепт лечения
чахотки: «Чахотку можно вылечить так: возьми белого хлеба в
любом количестве и размачивай его 24 часа в хорошем вине. (Воссоздается
ситуация псевцопричащения.— В. Р.). На следующие сутки, помолившись,
выпей этого вина. Не пей при этом ничего иного. Все это время
собирай мочу в сосуд, подвешенный над дымящимся очагом. По мере
испарения мочи, чахотка твоя тоже пойдет на убыль». (Цейтлин, 19316,
№ 10, с. 76—77). Мистическое, но и диетическое целение.
Если археи и арканумы Парацельса свидетельствовали о собственных
спиритуалистических возможностях, лишь частично представимых в вещественных
обличьях, то алхимические начала у Иоганна Баптиста-
Ван-Гельмонта (XVI—XVII в.)—объективированные реальности, поверяемые
опытом 14.
Элементы-качества Аристотеля, по Ван-Гельмонту, не есть элементы
(простые тела). Но этого не утверждал и сам Аристотель. «Огонь» («горящий
пар») не есть самостоятельное вещество. Он — раскаленные пары.
Сжигание дубовых углей «подтвердило» это. Spiritus Silvester — лесной
дух, или газ (от blas — blasen — дуть) — результат этого сжигания.
Ван-Гельмонт формулирует понятие газа, тождественного духу (......).
Отсюда пневмохимия. «По особенностям дела и за неимением имени я
назвал это испарение газом, что близко к хаосу древних» (Helmontr
1682, с. 102). Ван-Гельмонтов газ оказывается тождественным хаосу.
14 Это не означает, конечно, что результат этой проверки убедил Ван-Гельмонта в
предположенном. Важно, что существование алхимических первоэлементов было,
подвергнуто опытной проверке при полном небрежении к первоначалам как идеализированным
объектам.
» 226 «

Но газ как принцип отождествлен с воздухом и овеществлен в «газ»,
который можно собрать. Особенно точные опыты проводил Ван-Гельмонт
с «водой»15. Ван-Гельмонт отрицает tria prima алхимиков — ртуть,
серу и соль как составные части сложных тел, утверждая, что их присутствие
опытом не доказуемо и применение их в качестве идеальных
принципов для практики бессмысленно. Вместе с тем Ван-Гельмонт ставит
опыт по превращению 2000 весовых частей ртути в золото с помощью
1 весовой части философского камня, объявляя о своей удаче. В то же
время замечательный опыт количественного сжигания 62 фунтов сухого
дуба, давшего 1 фунт золы и 61 фунт углекислоты, не обсуждается и
лишь служит доказательством двухэлементного состава вещей: все вещи
состоят из воды и газа.
АЛХИМИЧЕСКАЯ ТРИАДИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА сходит с небес для
опытных в нее вторжений.
Последующая «химизация» алхимической мысли приведет к точным
описаниям кислот и щелочей и взаимодействий с ними. Кислота и щелочь
обретут статус первоэлементов. Однако рациональная правда о
кислоте и щелочи обернется ложью их элементного (в алхимическом
духе) гипостазирования: вездесущие, теперь уже реликтовые призраки
алхимического тысячелетия. Отто Тахений (XVII в.), например, скажет:
«Все соли состоят из какой-либо кислоты и из какой-либо щелочи... Из
этих двух универсальных принципов составлены все тела мира» (Фигу-
ровский, 1969, с. 121). Ярчайшее сочетание в одной сентенции химического
(первый тезис) и алхимического (второй тезис) мировидения: конец
алхимии — начало химии; ноль градусов по пара-Цельсию...

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.