Алхимия в средневековой культуре
Путь мысли по живому, от твари
к богу, от образа к безобразному Ничто может быть прерван в любой
точке мира вещей и смещен в область каркаса-схемы, живой лишь в
сознании схоласта. Так схоластика приобретает статус науки: точнее,
становится формально-логическим инструментарием 3 мистики и далее...
науки нового времени. Но эта интенция схоластики неминуемо должна
То не рыцарская схватка.
Где блестит оружье часто, —
Здесь копьем послужит слово
Заостренное схоласта
(Гейне, 1956, 1, с. 383 и ел.).
» 125 «
привести ее к окончательному отрыву от предмета в сферу чистых номинаций,
бесплотных категорий. Если вопросы Юлиана Толедского, хотя
и смешны для нас, все же вполне здравы в пределах тогдашних представлений,
то тирада такого, например, сорта: «правота, с которой вы так
не правы, делает мою правоту к вашим правам столь бесправной, что я
не без права могу жаловаться на вашу правоту» — пародия в каждой
букве. Это сервантесовское (XVI—XVII в.) осмеяние позднесхоластических
фантасмагорий в мире только слов4. Явление на средневековой
интеллектуальной сцене схоластики — более позднего, нежели мистика,
изобретения ума — свидетельство примирения полярных крайностей
средневекового мышления. Борьба за чистоту канона перемещается в
область малозначимого. Вместо патристического умозрения — скрупулезнейшие
различения понятий с одной-единственной целью: отыскать новое
понятие. Схоласт в принципе разрешает любую формально-логическую
задачу. Сущность выхолащивается, ибо не в ней — совсем не в ней!—
дело. Ищут последующие различения внутри уже различенного — в
ряду очень близких понятий. Интерес сосредоточен на различиях слов,
а не сущностей. И тогда различения между важным и досточтимым—
вполне достойное мужчины дело. Уточнение различений в ряду
сближенных понятий — симптом смягчения оппозиций средневекового
мышления. В дальнейшем наметится поиск третьего — внеположного
полярным крайностям — начала. Этот поиск приведет в конечном счете
к пантеизму возрожденческого толка. Но прежде вершина теологической
мысли западного средневековья — Фома Аквинский (XIII в.).
«.Сумма теологии» «ангельского доктора» — наиболее стройная философская
система средних веков. Отметим в этом фундаментальном сочинении
несколько моментов, уточняющих суть специфической противоречивости
средневекового мышления5. «Мы находим среди вещей более или менее
совершенные, или истинные, или благородные... но о большей или меньшей
степени говорят в том случае, когда имеются различия, приближающие
к некоторому пределу; так, более теплым является то, что более приближается
к пределу теплоты ... Но то, что в предельной степени обладает
некоторым качеством, есть причина проявления этого качества; так, огонь
4 Схоластические «категории...— замечает Гегель,— носят как раз такой характер, что
не представляют собой ничего твердого, а являются чистыми движениями. Нечто,
определенное как возможное, превращается также в противоположное, и от него
приходится отказаться, так что определение возможно спасти лишь посредством
нового различения лишь таким образом, что, с одной стороны, отказываются от
него, с другой стороны, удерживают его» (1935, XI, 3, с. 112). И далее: «...всеобщая
форма схоластической философии состоит, следовательно, в том, что устанавливается
некое положение, приводятся возражения против него, и затем эти возражения
опровергаются посредством противосиллогизмов и различений.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.