Алхимия в средневековой культуре
Видимый мир осязаемых
веществ — тоже мир, хотя и духовно пустой. Джабир, Ар-Рази,
алхимики-оксфордцы, салернцы, алхимики-эскулапы действуют в спири-
6 Поскольку, однако, сера красна, а ртуть бела, то, может быть, здесь речь идет вновь
об алхимическом гермафродите: ртутной сере, или серной ртути.
» 212 «
туалистичсском мире, но с элементами-телами, веществами. Смещение
акцента с духа на вещество — первый этап трансмутации алхимических
начал. Результат взаимодействия алхимии — природопо-
знающен периферии средневековья — с натурфилософией и химическим
ремеслом метрополии. Результат, угадываемый в генотипе алхимии.
КАК ЖЕ ВЫГЛЯДЕЛИ элементы-начала у «инженерствующих» арабов,
а также у рациональных алхимиков — христиан, от арабов (в том числе)
узнавших об искусстве Гермеса Трисмегиста, приспустивших Гермесовы
сентенции, а драгоценный смарагд опростивших до позеленевших медных
пластин, захватанных чуткими руками любознательных неофитов? Джа-
бир ибн Гайан (VIII—IX в.), отождествляющийся с автором трактата
«Сумма совершенств» Псевдо-Джабиром (может быть, XIV в.) (ВС, 1,
с. 519—557)7.
Гебер предваряет рассуждение об алхимических началах общим рассуждением
о практической возможности трансмутации: «Мы настолько
же не в состоянии превратить одни металлы в другие, насколько не в состоянии
превратить быка в козу» (Hoefer, 1, 1866, с. 330). Эта фраза пародирует
«здравый смысл» антиалхимиков, глумящихся над алхимической
затеей. Чудодейственный скачок сведен к минимуму рациональной
постепенностью, заполняющей иррациональный разрыв, предусмотренный
для чудодействия. «Если природа,— рассуждает Гебер,— должна
употребить тысячу лет, чтобы образовались металлы, то можем ли мы
рассчитывать на то же самое — мы, редко живущие свыше ста лет?-» Но
огонь — верное подспорье. «Высокий и сильный жар, которым мы воздействуем
на тела, может возыметь и в короткое время то же действие, на
которое природа затрачивает столько лет. Но только одного огня мало...
Разве кто-нибудь знает в точности как влияют на металлы звезды? Но
эти влияния едва ли всецело в наших руках». Место, оставленное для астрологических
предопределений и магических действований. Здесь-то необходимы
одержимость, мужество поиска, особое состояние духа. Искусство
— не слепое копирование действий природы. Оно, по Геберу, в некотором
смысле независимо, творчески конструктивно, хотя и заключено в
границы, поставленные природой. Поэтому последний вывод, венчающий
эту основополагающую преамбулу, лишь подтверждает, что «быка можно
превратить в козу»; свинец совершенно непохож на серебро, но с помощью
тайного средства и он легко обращается в серебро (с. 331).
Это рационалистическое введение подготовило нас почти к химическому
описанию ртути и серы как субстанциальных, а, может быть,
даже вещественных (в первом приближении) начал алхимического
7 Псевдо-Джабир — латинизированный Гебер, в котором ассимилирован арабский рационализированный
алхимический опыт в формах христианского «суммарного» энциклопедизма.
» 213 «
искусства. Сера, согласно Геберу, есть однородное вещество очень крепкого
состава. Ее материя жирна. Однако отделить ее масло простой
перегонкой невозможно. При накаливании сера как бы исчезает. Она
летуча, как дух. Если металл прокалить с серой, он сильно увеличится
в весе. Все металлы могут вступать в соитие с серой: все — но только
не золото! Ртуть образует с серой киноварь.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.