Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Резолютивный метод в виду фантасмагорической
мозаики вещей-веществ на время забывался, хотя тут
же — в формах почти химического анализа — осуществлялся в той же
алхимии: в ином, эвристическом, а не схоластическом, качестве. И снова
неупорядоченное мелькание вещей-веществ, когда жадный до всех вместе
и каждого вещества в отдельности взор алхимика не успевал все это
назвать, классифицировать, описать. Лишь бы только не упустить, заметить,
засечь.
Между тем тэхнэ-ремесло неукоснительно оставалось в заколдованном
кругу эмпирических рецептов, исподволь теоретизируясь и эстетизируясь
(не без влияния алхимии). Выключенные из сферы космических построений
(«действие — причина — действие»), «Пиротехния» зоркого Бирингуччо
и «О горном деле...» проницательного умельца Агриколы так и остались
бездоказательными, хотя исключительно ценными руководствами
XV—XVI веков, снабжающими полезными вещами не только общество,
но и тех же алхимиков. Антиалхимический негативизм был сильным и
ярким. Алхимическая триада (ртуть, сера и соль) трепетали под натис-
» 262 «

ком ремесленников. Но позитивной программы не было. Да и не могло
быть. Она имманентно содержалась все в той же... алхимии; никому не
видимая и никем не ведомая программа51.
Тэхнэ как искусство в пору Ренессанса подняло себя с самой низкой
ступеньки иерархической лестницы искусств и наук, перестав быть подражающим
природе ремеслом, утверждая себя в новом статусе: в сотворении
новых, несуществующих в природе вещей. Впрочем, алхимик
давно уже был таким (точнее — мог быть принят за такового) : изобретателем-
творцом, скульптором и живописцем, фантазером и архитектором
не существующего в природе философского камня. Образ - не
образец. Творить внеприродное, считаясь с законами природы!
Демиург. Художник. «Другой бог» (Леон-Баттиста Альберти). Считаясь
с законами природ ы... На этом пути тэхнэ сближается с наукой.
Алхимия — историческое свидетельство этого дилетантского соития—
тэхнэ и науки. Человек Ренессанса —не алхимик. Но возник он
в результате взаимодействия (в том числе) алхимической карикатуры н
объекта этой карикатуры, укорененного в культуре официального средневековья.

Однако тип алхимического почти научного обобщения осуществлял себя
в ином образе. Он был единственной в своем роде вещью — единичным
существом-веществом, живущим здесь и теперь, как у художников.
Но не совсем: сквозь алхимическое индивидуальное вещество просвечивалось
объясняющее обобщение и частного, и вселенского свойства. Амбивалентное
сочетание общего и единичного в алхимии, квазинаучного и
артистического препятствовало узаконению застывших форм, жестких
канонов52. А видение индивидуального вещества — явление принципиально
химическое, художнически освещающее и нынешнюю химию (синтез
в органической химии как художественная композиция).
Числовая магия в алхимии не есть ни математизация ее, ни стехиометрия.
Эта мера метафизического миропорядка, хотя и подготавливаю-
51 Алхимические фантазии раздвигали горизонты видения, обосновывали бесконечные
возможности познания. Легковерность — утрата критериев возможного, зато подготовка
нравственной презумпции науки нового времени — о всесилии новой науки.
(Если, конечно, оторвать алхимически перекошенное изображение-карикатуру от
пристойного лика природоведа канонического средневековья.) Алхимия — плодоноснейшее
поле несбыточного и невообразимого. Парацельс: «Го, что считают невозможным,
непонятным, невероятным, или вообще невообразимым, станет поражающе
верным-» (с.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.