Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Это достаточно известно. Впрочем, этой стороне
дела посвящается немало последующих страниц.
Через анализ алхимического символотворчества и его исторических судеб
предпринята попытка выявить совпадающие особенности природопознающего
мышления латинян и арабов, включенного к контекст аверроизма,
в определенном смысле объективирующего мир. Понятно, эти сходства
можно понять только как совпадения. Понятно также, что алхимия
в известной мере отражала глубинные особенности средневекового мышления,
общественной практики средних веков. Однако именно на почве
совпадающих настроений разных типов мышления возможно их подлинно
историческое взаимодействие3.
Алхимия, следовательно, есть — в определенном и ограниченном смысле—
наиболее вероятная точка соприкосновения мышления западно-
средневекового с восточно-средневековым, арабским, мышлением, ибо
относительно независимые преобразования именно алхимического символического
мышления наряду с иными социокультурными факторами
естественно подготовили европейские средние века к органическому
приятию аверроизма4.
Судьбы изучения арабской культуры складывались в разное время
по-разному. Заметны, однако, два способа изучения этой культуры.
С одной стороны, это перевод и комментирование старинных текстов
(школа И. Ю. Крачковского); с другой — обобщающие построения истории
арабской культуры. В последние десятилетия интерес к общим исследованиям
заметно возрос. Опыт арабистики в России позволяет подой-
целью всех вещей должно быть благо, находящееся также вне мира (Эйкен, 1907,
с. 552; Thomas Aquinas, Summa theologiae, II, I, q. 103, art. 2). Именно поэтому
мир символов есть мир ритуальный. Он более реален, чем мир ощущаемый. Прием
«узнавания» — земное узнано в небесном (железо — в Марсе, золото — в Солнце) —
эвристический элемент символического мировосприятия, средство упорядочения
Вселенной, достижения всеобщего миропорядка. Соотнесение земных рядов предметов
или явлений с рядами небесными подчинено миропорядку, осуществляющемуся
почти без божественного вмешательства (гороскопы в астрологии; металлы, уподобленные
планетам, в алхимии). Такая посылка оказывается за границами христианского
мышления, принявшая, однако, искаженный вид этого мышления. Полное
отождествление земных рядов и небесных, окончательная их слиянность — таков
исторический итог алхимического символизма.
3 Коль скоро речь идет о синхронных и диахронных взаимодействиях культур Запада
и Востока, восточные символы тайного искусства — лев, дракон, змей-Уроборос,
знак Давида, философское яйцо, рука философов с ее символически осмысленными
элементами (огонь, корона, ключ, замок) — следует рассмотреть через учение гностиков
как христиански переосмысленные в контексте алхимии.
4 Этим содержательным уточнением я обязан С. Р. Микулинскому.
» 151 «

ти к историко-реконструктивному проникновению в историю арабской
культуры, понятой как целое.
Только человеческая природа пророка и т о л ь к о сотворенная природа
Корана — единственное (в отличие от сонма христианских мираклей)
чудо аврамитической исламской религии. И это, пожалуй, главная особенность
мусульманства как культурно-исторического феномена с его
безусловным иерархизмом, непримиримой нормативностью, жесткой религиозной
дисциплиной.
Некоторые исследователи (Фильштинский, Шидфар, 1971) рассматривают
испанский вариант средневековой арабской культуры дальней периферией
по отношению к арабской метрополии.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.