Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Обратив
внимание на это различие, имеющее принципиальный характер,
остановлюсь на относительно недавней работе Джозефа Нидэма (Needham,
1970, № 152, с. 3—25), во многом объясняющей те несогласования
в алхимическом материале, которые озадачили и повергли в недоумение
Бертло. Все последующие рассуждения Нидэма по поводу алхимии основываются
на постулировании непреодолимого различия «аурификции»
и «аурифакции», на утверждении принципиальной их нетождественности.
Если «аурификция» — подделка, то есть в любом случае, независимо
от целеполагания, ремесло, проверяемое умение, то «аурифакция» —
златоделание, всегда остающееся лишь в возможности и поэтому выступающее
как неремесленная мировоззренческая доктрина. Хризопея и
аргиропея — две разновидности металлофикции, регламентированной определенным
набором ремесленно-химических приемов, сводимых к трем
основным: придание меди или бронзе цвета золота или серебра с помощью
ртутных или мышьяковых лигатур; обработка среброносной руды
с «желтением» ее с помощью сплавления или воздействий на нее
хлоридов металлов; нагревание солей серебра с последующей обработкой
хлоридами металлов, а также квасцами с добавкою многоцветного
металла. Прибавлю к этому хорошую технику амальгамирования. Все
это исчерпывает возможные процедуры металлофикции. Подделки не
скрывались, утверждались как цель, а выдача подделки за подлинное
могла быть достаточно легко и технически грамотно изобличена. Вот
что такое аурификция, имевшая хождение главным образом в виде
хризопей.
Цель аурифакторов — философов-златоделов — построение космических
моделей, отражение духовного совершенства в золотоподобных металлах,
почитавшихся ими золотом.
Между тем все историки алхимии связывали аурификцию с заведомым
обманом, и распространенным именно там, где пробирное искусство
было столь слабым, что не могло доподлинным образом поставить в
тупик «алхимическое производство».
Нидэм развертывает убедительную аргументацию, показывающую, что
это вовсе не так. И аурификция, и аурифакция существовали и
сосуществовали, не мешая друг другу, выполняя свои самостоятельные
цели — технохимические, ремесленные и универсалистско-космогони-
ческие, мировоззренческие.
Итак, за внешним сходством аурифакции и аурификции стоит
сущностное различие. Понятно, что аурифакция вторична по срав-
» 302 «

нению с имитирующим ремесленным мастерством, и может быть,
возникла именно из этого мастерства. Но как возникла? Как
приготовление золотоподобного материала могло стать златоискатель-
ской алхимией, златодельческим мировоззрением, герметической философией}
Как техника аурификции породила мистику а у р иф
акции? Ответить на этот вопрос означало бы понять в алхимии многое,
если не все. Тем более, что момент такого отпочкования генетически
изначален. Он-то и есть начало алхимии, содержащее всю последующую
и событийную, и интеллектуальную программу этой деятельности.
Этот вопрос встал и перед Бертло — не мог не встать,— ибо сам материал,
находившийся в распоряжении ученого при сравнительном чтении
греко-египетских Папирусов и текстов Герметического Корпуса провоцировал
именно этот сакраментальный вопрос. Точность некоторых рецептов,
общих обеим категориям документов, противопоставленная химерическим
притязаниям на изготовление золота, считает Бертло, доставляет
новое изумление. Как же судить об интеллектуальном и психическом
состоянии людей, практиковавших эти мошеннические рецепты,
предназначенные для того, чтобы простой видимостью ввести в заблуждение
других, и кончавших, однако, тем, что они обманывали самих себя
и верили в осуществимость с помощью нескольких таинственных обрядов
эффективного превращения этих сплавов, напоминающих золото и серебро,
в действительные золото и серебро.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.