Алхимия в средневековой культуре
Они
же, падшие ангелы, «научили всяким прельщениям, доставили золото,
серебро и изделия из них, научили красить шерсть» (Berthelot, 1885
[1938], с. 12). Оккультизм проникает и ремесло, герметизируя и его.
Тайна, запрет может идти и прямо от бога. Тезис о боговдохновенности
алхимии — хороший путь приобщиться к обыденному сознанию средневекового
человека: «Философы поклялись этого (разрядка здесь и
далее моя.— В. Р.) никогда не называть людям и не записывать этого
» 319 «
ни в какую книгу. Ибо бог хочет, чтобы это оставалось не открытым,
ибо он сам считает это слишком ценным и дорогим. Только когда ему
угодно, он сообщает это своей божьей милостью или не сообщает. Вот
это и есть конец» (Рамсей, 1920, с. 38). Таинственное это и есть алхимическая
тайна. Ars Sacra—священное искусство. В нем — не просто
тайна, а тайна, открывающаяся лишь добродетельным. Награда за праведную
жизнь. Климент Александрийский сообщает: жрецы никому не
вверяли своих тайн, храня их для наследника престола и для тех своих,
кто отличался добродетелью и мудростью (Berthelot, 1885 [1938], с. 23).
Только для посвященных. Профаны же определены негативно. Их непричастность
к тайне дана в виде запрета. Ар-Рази, например, перефразируя
неоплатонические алхимические речения, в «Книге тайны тайн»
учит: «Знай это и да будет запрещено тому, кому попадет эта наша книга,
показывать ее тем, кто не принадлежит к нам или недостоин этого,
да воспретится осведомлять о ней всякого или делать ее достоянием негодяев,
которые причисляют себя к нам, хотя и не принадлежат к нам
и не идут по нашему пути; или показывать се неучам и глупцам, которые
воспользуются сю, чтобы грешить... Запрещено препятствовать пользоваться
нашей книгой достойным людям, которыми являются наши
братья или наши друзья, или тот, кто принадлежит к людям образованным
и разумным...» (1957, с. 60—61). Арнольд из Виллановы в «Четках
философов» советует сокрыть эту книжку на груди, никому не показывать
и не влагать ее в руки нечестивых, ибо в ней секрет секретов всех
философов. «Не мечи бисер перед свиньями! Это божий дар»23 (Любимов,
1892, 2, 2 наг., с. 90).
«Procul este, prophanil» — заповедный принцип алхимического герметизма.
Вот как об этом у Альберта Великого, почтеннейшего и авторитетнейшего
из обладателей алхимических тайн: «...прошу тебя и заклинаю
тебя именем творца всего сущего утаить эту книгу от невежд. Тебе открою
тайну, но от прочих я утаю эту тайну, ибо наше благородное искусство
может стать источником и предметом зависти. Глупцы глядят заискивающе
и вместе с тем надменно на наше Великое деяние, потому что
им самим оно недоступно. Они поэтому полагают наше Великое деяние
отвратительным, не верят, что оно возможно. Снедаемы завистью к делателям
сего, они считают тружеников нашего искусства фальшивомонетчиками.
Никому не открывай секретов своей работы! Остерегайся посторонних!
Дважды говорю тебе: будь осмотрительным...» (Albertus
Magnus, 1958, с. 3—4).
Вырабатывается тайный язык. Темнота алхимической речи — ординарная
стилевая особенность алхимических сочинений: темнота, сообщавшая
мистическое волнение тем, кто соприкасался с этой темнотою. Принципиальная
темнота, поощряемая богом. Ясность же, напротив, караема.
23 Между прочим, эта фраза станет девизом тайного общества Креста и Розы, заповедью
розенкрейцеровской этики.
» 320 «
Символы-сюжеты. Лев и Солнце, Меркурий с кадуцеем, Король и Королева, Дракон
в печи, Орел, Андрогин, Трехглавый змей...
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.