Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

А это,
в свою очередь, делает приемлемыми и даже естественными «физико-
химические» деструкции вещества, осмысляемого рационально, вне ритуальной
магии. Если в «живом» веществе элемент — орган, то в веществе
мертвом — компонент.
Идет демифологизация вещества как индивидуальной особи: от неба к
земле, от жизни к смерти, от «биологии» к «физике» — «физико-химической
» алхимии мертвых природных объективных частиц.
Итак, «физикализация» алхимической мысли в противоположность ее
«биологизации»; деструктивное механо- и технохимическое преобразование
вещества 22.
21 В отличие от средневеково понятого Аристотеля, когда считалось, что одни элементы
живые, а другие нет; причем такой частично живой мир выглядел бы уродом.

22 Естественно, эти две традиции шли вместе, сливаясь и вновь расходясь. Лишь исследовательская
идеализация вынуждает их условным образом развести.
» 233 «

АЛХИМИЧЕСКОЕ ОПЕРИРОВАНИЕ —это «физическое» насилие,
убиение вещества: нагревание, обжиг, дробление, истирание, возгонка,
растворение, перегонка. Извлечение элемента как частицы. Дальнейшее
дробление, мельчание частицы. Уничтожение целого и живого.
Вскрытие вещества. Испытание на все виды деформации. Вещество молчит,
потому что оно убито.
Извлечь из каждого тела деятельные его части посредством очистки означало
добыть сокровенную квинтэссенцию, вновь оживающую. Вспомним
первые века алхимии, а также то, как Стефан Александрийский советует
освободить материю от ее качеств, отделить душу от тела, дабы
достичь совершенства (Berthelot, 1885 [1938], с. 276). Разрушь тело —
обретешь сущность, удали наносное — получишь сокровенное, форму
форм, лишенную каких-либо свойств, кроме идеального совершенства.
Чистая сущность добывается посредством разрушения видимых форм
сотворенной телесности.
Сделать алкагест — универсальный растворитель и употребить его для
уничтожения целого. Изготовить более умеренные, но все-таки достаточно
сильные растворители: крепкую водку, царскую водку.
Ар-Рази (IX—X в.) говорит: Начало нашего делания есть очищение.
Очищение со всеми сопутствующими ему разрушительными действиями,
дабы остаток вновь ожил. Разрушение с последующим восстанием из
пепла. Жизнь через смерть. Альберт Великий настаивает: получение
всякого магистерия есть только растворение и только сгущение
(Albertus Magnus, 1958, с. 12—14, 72—74).
Элементы — кирпичики состава, но и результат разложения вещества.
Элемент как кирпичик состава — живой орган, или живое самостоятельное
тело. Но элемент как результат — предел разложения есть мертвая
частица. Арнольд из Виллановы убежден, что вещество состоит из элементов,
на которые его можно разложить. С помощью теплоты лед расплывается
в воду. Значит, лед составлен из воды. Все металлы растворяются
в ртуть, значит ртуть есть первичный материал всех металлов
(ВСС, 1, с. 687—697). Ртуть здесь — по преимуществу и мертвая частица,
но и чувствующая первичная природа.
Александр Сетон Космополит (XVI—XVII в.) понимает дело таким образом:
надо, чтобы тело было растворено и чтобы поры были открыты.
Это — предварительная подготовка для вторжения природы. То же и для
вторжения алхимика. Только тогда природа может действовать.
Растворение — наиболее сильная алхимическая процедура. Идут в ход
сильные минеральные кислоты, дабы растворить не только серебро, но
и золото. И только после этого — извлечение серы и ртути, вскоре оживающих.
Техника растворения и составы растворителей представляли
особые секреты алхимиков.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.