Алхимия в средневековой культуре
Житейская цель — астрально-духовное средство. Получается, что
алхимия — это, так сказать, астрология наоборот, сопрягающаяся с последней по
принципу антитетической дополнительности, складывающаяся с нею в двоящееся
оккультное целое (вкупе с иными побочными сферами средневекового танновиде-
ния). Именно это целое и противостоит каноническому средневековью, освященному
официальной христианской доктриной. Ясно, что это мое наблюдение вовсе не
заменяет анализа оппозиции алхимия — астрология; анализа, ждущего
своего часа.
» 197 «
Важно отметить как будто совершенно реальный технохимнческий антураж,
в виду которого формировался алхимический космос. Космический
и технохимнческий ряды не только взаимодействовали друг с другом, но
и видоизменялись. Изменения в алхимической технологии были весьма
существенными, а потому и оказались самоценными для будущей химии.
ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ, стремящийся тотально охватить универсум —
характерная особенность средневекового мышления. Всеобъемлющие
теологические конструкции наводят безукоризненный порядок на всех
этажах мироздания. Сумма Фомы — впечатляющее свидетельство суммирующего
ума.
Алхимические суммы — периферия средневекового универсализма. Они
жестче — почти вне разночтений. Почти каждый алхимический текст
представляет собой свод теоретических и процедурных доктрин. Эти
суммы тем представительнее и тем авторитетнее, чем авторитетнее и
представительнее их авторы в естественной истории вообще.
Альберт Больштедский — великий энциклопедист европейского средневековья.
«Libellus de Alchimia» Альберта Великого как раз и есть та
сумма, на которую вполне можно положиться. Попробую воспроизвести
наиболее авторитетный феноменологический образ алхимической теории
и ее операциональных технохимических воплощений именно по Альберту,
обобщившему опыт охристианенной алхимии XIII столетия, эпохи
христианских докторов, ассимилировавших греко-египетский опыт и его
арабский вариант.
Чтобы лучше представить себе, что же такое этот трактат, следовало бы
целиком его и процитировать. Но приведу лишь его оглавление (Albertus
Magnus, 1958).
Предуведомление
1. О многоразличных ошибках
2. Как появились металлы
3. Доказательство того, что алхимическое искусство — истинное искусство
4. Разновидности печей, потребных в алхимии
5. О количестве и качестве печей
6. Какие существуют разновидности печей для возгонки и какая от них
польза.
7. Как складывают печи для перегонки
8. О печах обливных
9. Как облицовывают глиняные сосуды
10. Четыре тинкториальные начала
11. О том, что есть эликсир, а также о том, сколько металлов может быть
трансмутировано посредством этих четырех начал
12. О разновидностях веществ и об их именах
13. Что есть ртуть и каково ее происхождение
14. Что такое сера, каковы ее свойства и где ее можно отыскать
» 198 «
15. Что такое аурипигмент и какое у него происхождение
16. Что такое мышьяк
17. Двойственная природа нашатыря
18. Для чего универсальная соль и как ее приготовить
19. Соляная вода, или вода, в коей растворена любая, какая тебе только
придет на ум, соль
20. Какая польза от щелочной соли и как ее приготовить
21. Как выбелить и как растворить в воде квасцы
22. Как оке можно окрасить в красный цвет атраментум, а также растворить
его в воде
23. Как приготовить винный камень, да так, чтобы масло, извлеченное
из него, могло растворять окалины
24.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.