Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Во-первых, алхимия — не одно только сплошное заблуждение.
Считать иначе — значит поступать неисторичио. Во-вторых, алхимия
неоднородна. Золотоискательское направление отягощено оккультным
туманом, застившим зачатки собственно химических знаний. Опытное
направление, непосредственно связанное с практикой, а потом и с возникающим
производством, оказывается более плодотворным — рецептуры,
лабораторное оборудование, препаративные приемы, лекарства.
Здесь и следует искать формирование эмпирического фундамента научной
химии. Между тем теоретические основания алхимии наивны.
И здесь новой химии у алхимии взять было нечего (1971, с. 34—37).
Ближайший и единственный ориентир для алхимии — новая химия.
В СТОРОНЕ от рассмотренных работ — сочинения современных хемо-
оккультистов начала века и ближе, имеющие прочную традицию в XVIII
столетии (назову два печально прославленных сочинения Карла Эккартсгаузена
«Наука числ» и «Ключ к таинствам натуры»). Блестящий
анализ гносеологических оснований оккультизма в условиях науки
XIX века дал Ф. Энгельс в «Диалектике природы» (раздел «Естествознание
в мире духов»). «Существует старое положение диалектики, перешедшей
в народное сознание: крайности сходятся. Мы поэтому вряд
ли ошибемся, если станем искать самые крайние степени фантазерства,
легковерия и суеверия... у того... направления, которое, чванясь тем, что
оно пользуется только опытом, относится к мышлению с глубочайшим
презрением и, действительно, дальше всего ушло по части оскудения
» 30 «

мысли»12. «...Голая эмпирия не способна покончить со спиритами... Пока
путем разоблачения не покончили с каждым отдельным мнимым чудом,
у спиритов еще достаточно почвы под ногами...» 3.
Конец XIX— начало XX столетия оказалось особенно благоприятным
временем для тайных увлечений. Десятки журналов по оккультизму: от
солидных «Ребуса» и «Изиды» до совсем тоненького журнальчика, посвященного
общению с загробным миром с жутковатым названием
«Оттуда». Наиболее примечательным, однако, в этой литературе было
комментирование тайных знаний александрийцев и средневековья с позиций
самоновейших достижений естествознания. Алхимию интерпретируют
в свете открытия Анри Беккереля. Русский оккультист начала
века М. А. Радынский выступает со статьей «Алхимия и современные науки
» (1913, с. 28—32). Алхимические провидческие сны о трансмутации
металлов объявляются сбывшимися в достижениях радиохимии и физики
атома. Француз Ф. Жолливе-Кастелло, председатель тогдашнего
французского алхимического общества, редактор журнала «Сверххимия»
(«L'Hyperchimie»), идет дальше. Он не только отождествляет алхимию с
химией, но и считает современную ему химию находящейся в младенчестве
по сравнению с алхимическим искусством. «Химия есть только
грубая и низшая часть алхимии. Химия сохранит свое значение в будущем
только при условии слияния с алхимией, которая даст ей общие
принципы... Современная химия, в общем,— только лепет ребенка...»
(1911, с. 9). При алхимическом обществе существовала «Высшая школа
оккультных наук» (ныне Академия в Париже).
От химии к алхимии — не единственный ход современных оккультистов.
Притязания мировоззренческого свойства не менее глобальны.
Жюль Буа: «Я вижу в алхимии не столько химическое предприятие,
слишком трудно еще выполнимое, сколько прекрасную и
страшную проблему духа, тяжелого и плотного под земной своей оболочкой
и силой воли и страданием поднимающегося к своему лучезарному
прототипу.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.