Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре


К середине XIV века в Нюрнберге совершенствуется производство бумаги.
В 1450 году начата добыча меди в Германии и медное литье.
В 1490 году впервые получена амальгама калия. Прибавлю к этому открытие
реакции взаимодействия кислоты и щелочи, получение минеральных
кислот, киновари, окислов железа («мертвая голова»), «царской
водки» (Фра Бонавентура, 1270 г.), осаждение серебра из азотнокислых
серебряных растворов медью и ртутью, представление о твердой природе
солей, начатки стехиометрии, изготовление различных амальгам.
Эти технохимические достижения приходятся главным образом на XII —
XV века, если не считать некоторых арабских «предвосхищений».
» 280 «

Очевидно: многое из перечисленного обязано своим рождением и
жизнью технохимикам-ремесленникам. Однако только включение тех-
нохимической деятельности в контекст алхимического умозрения придает
традиционному изустному интуитивному рецепту статус осмысленной
химической технологии, целенаправленно изменяемой и совершенствуемой.
В ином случае вся технохимия — лишь собрание рецептов, хотя
и полезных, хотя и завершающихся уникальной — не серийной!—
вещью.
Здесь-то и уместно обратиться к ремесленной химии, пребывавшей в
синхронном со-бытии с алхимией в те же самые зрелые европейские
средние века.
ЧТО ЖЕ БЫЛО у ремесленников? К. XIII веку совершенствуется добыча
и переработка металлических руд, осваивается техника сплавов. Изобретают
доменный процесс (XIV в.). Разрабатывают способы получения
сурьмы, висмута, цинка, кобальта, методы добычи золота и серебра,
технику их очистки. Развивается горное дело и металлургия (X в., Саксония).
В XIII веке радикально усовершенствуется техника взвешивания;
осваиваются простейшие приемы пробирного искусства. Красильщики
к этому времени уже умеют извлекать красящие вещества из красящих
растений (юг Европы). Расширяется ввоз красителей из Азии.
Широко применяют химикалии в крашении тканей. Совершенствуется
техника приготовления красок. Эти достижения по-прежнему фиксируются
в рецептурных сборниках. Разрабатываются пиротехнические составы
(на основе пороха и селитры). Серьезные успехи достигнуты в
ремесле лекарственного врачевания. Но и эти достижения записываются
только в рецептурных сводах.
Эмпирия непосредственного практического дела, уловляясь в алхимические
силки, обретает осмысленность опыта. Штучность изготовления
оборачивается потенциальной серийностью химических технологий. Рецепт
готовится стать предметом торговли, уйдя от своего создателя-
владельца. Таков путь преобразования эмпирического знания, включенного
в алхимию.
Между тем рукотворный опыт, представляющий собой лишь видимость
для алхимии, становится существенным содержательным фрагментом
этой деятельности именно в XII—XVI веках. Многое остается еще непе-
реработанным и выглядит чужеродным вторжением грубого завитка ремесленного
рецепта в тонкую ткань алхимических умозрений.
Обратимся к некоторым алхимическим средневековым текстам, предписывающим
алхимику рекомендации непосредственного технохимического
дела.
Чем греть? Огнем, но только определенным образом приготовленным.
Апокрифический алхимик Марк Антоний спрашивает: «К чему служит
сильное пламя и чем оно возбуждаемо? — Мудрецы никогда не употребляют
для огня ни уголья, ни дерево» (Пуассон, 1914—1915, № 6, с. 9).
Первое обобщение: что сжигать, ч е м топить. Но что топить? Особым
» 281 «

образом устроенные печи, пригодные в общеалхимической практике.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.