Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре


(84).
Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость...
(85).
Только про черную желчь мы еще ничего не сказали;
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных
(86).
Цветовой образ алхимического искусства переосмысливается в медицинской
алхимии не менее выразительно:
12 Небесная алхимия — не в точности зеркальное отражение алхимии земной. Обращаю
Ваше внимание на «ошибку» Агриппы: если свинец на земле соответствует
земле, то на небесах Сатурн (он же свинец) соотнесен с водой — изыск асимметрического
зрения позднесредневекового алхимика.
» 223 «

Влаги такие известны, что каждому цвет доставляют.
Цвет образуется белый из флегмы в телах. А из крови красный;
Из желчи же красной рождается цвет красноватый,
Черная желчь награждает тела окраскою мрачной,
Скучного цвета, обычно, в ком желчи подобной избыток
(87).
Изменение соотношения соков-начал приводит к патологическим сдвигам.

Между тем человек сам может воздействовать на жизнедеятельность
гуморов, вещественно воздействовать на духовное, от коего зависит
опять-таки физическое состояние собственного тела. Он — демиург,
устроитель самого себя.
Персики, яблоки, груши, сыры, молоко, солонина,
Мясо оленье и козье, и заячье мясо и бычье:
Все это черную желчь возбуждает и вредно болящим.
(7).
Салернский врач (он же — нововилланский алхимик) конструирует медицинскую
алхимию, где делимый — не металл, а человек. Алхимия раздвигает
собственные пределы, становясь иной. Идет необратимая
трансмутация алхимических начал, ибо панпсихизм, ориентированный
на человека, куда конструктивней и эвристичней, нежели
панпсихизм, имеющий в виду металл: от как бы живого к подлинно
живому.
Если новаторство Арнольда состоит в переносе алхимического действа
с металла на человека и в переименовании основных категорий алхимической
доктрины соответственно новому объекту, то новаторство Пара-
цельса (XVI в.) — в преобразовании учения о первоэлементах изнутри,
в коренной ломке этого учения сразу по нескольким позициям.
Прежде всего Парацельс резко отгораживает Аристотелевы принципиальные
стихии от собственно алхимических вещественных стихий: элемент
огонь изменяет металлы несовершенные и их уничтожает. Металлы
совершенные от огня не изменяются. Принципиальное разрушение дихотомии
алхимических начал — вклинивание меж серой и ртутью соли —
третьего начала, столь же принципиального, а не только посреднического,
открывающего новые просторы для технохимического опыта
{растворения). Бесплотный, только духовный принцип, уплотняясь,
обретает телесность, наращивает плоть. «Во всем, что касается знания
и опыта, философы, предшествовавшие мне, имели в качестве своей цели
скалу истины, но ни один из них не попадал в цель. Они думали, что
ртуть и сера суть начала металлов, но не упоминали и во сне третьего
начала... И вот я утверждаю, что в любой вещи содержатся три начала:
ртуть, сера и металлическая вода (раствор соли.— В. Р.), питающая
первые два. Если небесные светила и природа позволяют, дерево вытягивает
сначала ветви в марте месяце, потом распускаются почки, появ-
» 224 «

ляются цветы, и так до осени, когда, наконец, вызревает груша. Точно
так же и с металлами. Они рождаются таким же образом из недр земли.
Пусть же алхимики, ищущие сокровище сокровищ, заботливо отметят
это!» (Фигуровский, 1969, с. 147). Отсюда прямая дорожка к количественному
разрушению вещества, к весовым определениям компонентов,
обретающих статус веществ, но еще сохраняющих прежние метафизические
имена.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.