Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре


Алхимическая «эссенциальность» (в «физико-химическом» ее смысле),
поиск неоформленной «сущности» для средневекового сознания — нонсенс.
В самом деле, средневековье бежит беспредельного. Бог сам для
себя вполне конкретен и обладает истинной чувственностью.
Если алхимия и в самом деле «физико-химически» эссенция льна,
алхимия и средневековье не совпадают. Но, может быть, сам характер
этого несовпадения и есть особенность данной культуры? На этом пути
может начаться коренная перестройка тезиса об алхимии как инвариантной
средневековой культуре. «Внекультурный» фрагмент культуры?..20
Чтение рецепта алхимика Рипли, замечания историков алхимии, опыт
мировой медиевистики свидетельствуют о совсем неслучайных преодолениях
в алхимических текстах исконного средневековья, о выходах за
его пределы. Эти несоответствия следует искать, по-видимому, в исторически
обусловленном генотипе самой алхимии, принципиально не инвариантной—-
в полном своем объеме — средневековой культуре. Но...
раздвину текстовое пространство алхимического дела. И тогда алхимия
вновь начнет рассказывать самое себя.
ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ —центральный персонаж алхимических мистерий.
Алхимики наделили философский камень многообразными свойствами.
Дионисий Захарий (ВСС, 2, с. 336—349) и Филалет (ВСС, 2,
с. 661—675) достаточно скромны, приписывая Великому магистерию
лишь три функциональных назначения: превращать металлы в золото и
серебро, производить драгоценные камни, сохранять телесное здоровье.
Альберт Великий, вторя адептам, конкретизирует злато-сереброобразую-
щие возможности камня: после одного процесса одна часть эликсира
превращает сто частей какого угодно металла; после двух —тысячу частей;
после трех — десять тысяч; после четырех — сто тысяч; после пяти
20 Возможно, окажется неверным и это: как же может быть внекультурно то, что живет
в данной культуре?
» 316 «

процессов — миллион и так до бесконечности (ТС, 4, с. 825—840; Aristo-
ielis, 1593, 1, с. 704; ТС, 5, с. 789 и ел.). Мощь камня ставится в зависимость
от числа брожений при его приготовлении. Количественный предел
не законоположен. Безграничность возможностей эликсира предусмотрена
его определением. Он обнаруживает и техническую функцию: может
расплавить стекло. Другие алхимики указывают на способность магисте-
рия укрупнять жемчуг, облагораживая его, подымая его цену: камень,
соединяя несколько мелких жемчужин в одну, производит правильные
шарообразные крупные жемчужины; создает новые. Указывают и на врачующие
свойства камня, безукоризненного целителя многих болезней,
косметического мастера, а также незаменимого помощника в хозяйстве:
он исправляет испорченные кислые вина; уничтожает лишнюю растительность,
разглаживает морщины и обесцвечивает веснушки; молодит женщин,
облегчает роды, а если использовать его как пластырь, то можно
устроить выкидыш; камень может быть и мочегонным средством (Studer,
1924). Возвращает половую мощь тем, у кого она иссякла, и усиливает у
тех, у кого она слаба, снимает опьянение, возвращает память (Pernety,
1787, с. 17; Aristotelis, 1593, 1, с. 702; ТС, 5, с. 787 и сл.). Врачевание тела
сопровождается исцелением души. У Гермеса Трисмегиста читаем: с
помощью всемогущего бога этот камень вас избавит и впредь охранит
ото всех недугов, сколь бы серьезными они не были, он охранит вас от
тоски и от огорчений, ото всех напастей и ото всех скорбей, вредящих
телу вашему, стесняющих ваш дух (ТС, 4, с.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.