Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Природоведческие взгляды Авиценны (X—XI в.), Бируни,
Фараби (примерно то же время) не слишком в стороне от практики
арабских химиков.
Это обращение к алхимии арабов есть обращение не только на Восток
от алхимии европейской. Но еще и обращение к иной деятельности. Здесь
мы имеем дело не столько с алхимией, сколько с . и м и е й.
Химические процедуры и описания, изобильно включенные в тексты Джа-
бира и Ар-Рази, рациональны и практичны. Алхимическая спиритуалистическая
фразеология — неорганичный привесок, понаслышке воспринятый
из александрийских времен. Герметическое александрийство
взято, но не ассимилировано. Так и осталось вкрапленным в технохими-
ческое умение арабов.
Технохимические знания арабов остались невосприимчивыми к александрийским
песнопениям. Ислам с только человеческой природой
пророка оказался глухим к спонтанным эманациям неоплатонического
Единого. Лишь термины, да и то воспринятые как чужеродные, остались
ярлычками-напоминаниями алхимической Александрии на фасаде аскетических
построений арабских химиков.
Между тем арабская химия — тот видимый источник химической учености,
из которого черпали христианские доктора. И здесь уже ярлыки-
термины в ситуации католического предания обретают черты былой алхимической
духовности, притягивая за собою весь массив химического
оперирования с веществом. Это одно из объяснений происхождения
европейской алхимии9.
Западная алхимия, приобретшая в XII—XIV веках полурациональный
вещественно-духовный физико-мистический лик, обязана этой своей метаморфозе
взаимным, трансформирующим друг друга влияниям техно-
химии, собственно алхимии и неоплатонических умозрений, начавшихся
еще в Александрийскую эпоху. «Химия» арабов и тексты ранних ал-
9 Правда, был и другой путь проникновения Александрийской алхимии в Европу: знакомство
с герметическими александрийскими текстами, сохранявшимися почти тысячу
лет в библиотеках италийских монастырей.
» 278 «

химиков, выброшенные из италийской Леты,— лишь провоцирующие
импульсы, осмысленные в собственном рукотворно-умозрительном
опыте.
ИТАК, алхимия в европейские средние века, пли алхимия христианских
докторов (XII—XVI вв.). Она может быть охарактеризована как физико-
мистическая пора в истории этой деятельности.
Все началось с переводов, а также с прочтения арабских и александрийских—
проникших через Италию — текстов. В трактатах «Книга огней»
Марка Грека (1250 г., Константинополь) (Hoefer, 1842—1843, 1); «Ключ
красильного искусства» (X в., библиотека св. Марка в Венеции); в семидесяти
алхимических рукописях латинских переводов с арабского (середина
XII—XIII вв.); «Книге композиции алхимии» (середина
XII в., в переводе с арабского Роберта из Честера) 10 содержатся
сведения о византийском химическом ремесле.
Альберту Великому (XIII в.) принадлежат «Пять книг о металлах и минералах
», «Книжица об алхимии» (?), а также приписываемые знаменитому
энциклопедисту средневековья алхимические трактаты (Albertus
Magnus, 1958; 1890—1899; ТС, 4, с. 809—824; 825—840; 841—862); Роджеру
Бэкону (XIII в.) приписывают авторство трактата «Умозрительная
алхимия», или «Зеркало алхимии» [Bacon, 1597; 1702).
Сочинения Арнольда из Виллановы (XIII—XIV в.) «Розарий философов
», «О ядах», «О противоядиях» и другие — также алхимического или
химико-фармацевтического содержания (ВСС, 1, с. 662—706).
Все это «боговдохновенная» алхимия, не чурающаяся практического дела.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.