Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Все эти персонажи действуют в о и м я златосереброискательского
дела. Но и обретение совершенства предстает лишь в символических
житиях тайновидцсв от алхимии. Mylius J. D. PhUosophia Reformata. Frankfurt,
1622. Впервые опубликовано Лукасом Дженнисом. Британский музей, Лондон.

Символы-сюжеты. Mylius J. D. Philosophia Reformala. Frankfurt, 1622. Впервые опубликовано
Лукасом Дженнисом. Британский музей, Лондон.

Символы-сюжеты. Mytius J. D. Philosophie Reformata. Frankfurt, 1622. Впервые опубликовано
Лукасом Дженнисом- Британский музей, Лондон.
10"

Символы-сюжеты. Mylius J. D. Phllosophia Reformata. Frankfurt, 1622 Впервые опубли..вано
Лукасом Дженнисом. Британский музей, Лондон.

Символы-сюжеты. Mtjlius J.D. Philosophie Reformata. Frankfurt, 1622. Впервые опубликовано
Лукасом Дженнисом. Британский мцзей, Лондон.

Символы-сюжеты. Mylius J. D. Philosophia Reformata. Frankfurt, 1622. Впервые опубликовано
Лукасом Дженнисом. Британский музей, Лондон.

Символы-сюжеты. Mylius J. D. Philosophia Reformata. Frankfurt, 1622. Впервые опубликовано
Лукасом Дженнисом. Британский музей, Лондон.

Символы-сюжеты. Mylius J. D. Philosopliia Reformata. Frankfurt, 1622. Впервые опубликовано
Лукасом Дженнисом. Британский музей, Лондон.

Николай Фланель признается: Написать все это понятным латинским
языком невозможно, потому что бог тотчас покарал бы того {ВСС, 2
с. 368—370) 24.
Но и в пределах кастового герметизма по образцу иерархии официальной,
освященной христианской идеологизированной обыденщиной, и
здесь, среди адептов, выстраивается своя иерархия по степени возрастания
причастности к окончательной тайне. Иерархия ордена. Совершеннейшая
непроницаемость. Башня из слоновой кости25.
Но все это — живое изнутри, хорошо организованное, десять столетий
действующее. Уже только одно это — глухая таинственность отодвигает
алхимическое действование на периферию обыденного сознания, в то же
время притягивая к этой периферии отщепенцев от ортодоксии. Принцип
средневекового общения человек — бог как будто оказывается перевернутым
в тайных алхимических сообществах. Пара человек-—бог
в христианстве оборачивается парой бог — бог в алхимии. Общение
вырождается до разговора или... молчания с самим собой. «Alter ego» в
ходе такого вот безглагольного общения практически нет. Потому и самоизменения,
ожидаемые от подлинного общения, едва заметны. Алхимическое
деяние не рефлексировано26.
Глубоко еретический акт возникновения алхимии в противовес христианскому
средневековью как универсальному, открытому и массовому, способу
умствования предстает поразительной косностью и консервативностью,
но еретической консервативностью и косностью, сковавшей
живое движение первоначальной алхимической мысли. Максимально еретическое,
но максимально же и канонизированное с самого начала, по
ходу дела — всегда; до исторической самоисчерпываемости алхимии —
полной ее аннигиляции. И это при столь незыблемом герметизме! 27
24 Прислушайтесь к ночным алхимическим речениям! Приглядитесь к герметической
тайнописи! Раймонд Луллий учит: если взять F и заключить его в С, то можно получить
Н. Оказывается, буквы в тайной формуле Раймонда обозначают соответственно
металл, кислоту и огонь первой степени, вкупе свернутые в буквенную формулу
FCH {ВСС, 1, с. 780—789). Широко применяется криптография (герметическая
азбука, цифровое письмо, приписки лишних букв или пропуск обязательных, искажение
слов); письмо посредством анаграмм.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.