Алхимия в средневековой культуре
Это
атанор12, серийная печь, технологический регламент кладки которой раз
и навсегда отработан. Но именно эта серийность предполагает возможные
изменения. Универсальный мастер и универсальный рецепт техно-
химического ремесла уходят со сцены, уступая место безымянному инженеру
и безымянной химико-технологической инструкции. «Серийный»
алхимический атанор состоит из трех разборных частей: нагреватель
с дырочками для воздуха, колбо- (яйце-) держатель, отражатель. В
«Немой книге» атанор точно такой же, но несколько иной формы — в
виде зубчатой башни (ВСС, 1, с. 938 и ел.). Горн — разновидность агинора.
Это два соединенных горна, в одном из которых — огонь, в другом
— нагреваемый воздух.
Огонь —верный спутник алхимических процедур. Греческое ........
— неумирающий, закрепленное в печи по имени атанор, увековечивает
это обстоятельство. Видовое разнообразие огня не отменяет это универсальное
свойство негаснущего огня. В качестве теплоагента применяют
горячую золу, смешанную с сырым песком или грязью (алхимическая
купель, «сырой огонь»). Был еще и сверхъестественный—искусственный
огонь, вызываемый теплотой растворения в сильных кислотах.
Огонь естественный связывали с горящим льняным фитилем масляной
лампы. Арабская химия усваивает — правда, номинативно — идею алхимического
медиатора, воздействуя на «синтезированный» медиатор
реальным огнем. Халид сообщает: когда камень закончен, частицу его
кладут на раскаленную плиту, докрасна раскаленную и железную (можно
и на оловянную или серебряную пластинку). Если камень расплавится
и потечет, как воск, без дыма, пристав к металлу, он великолепен
(ВСС, 2, с. 189—190).
Западная алхимия знает иное: техпохимическая практика обретает
метафизический статус, достигая обобщающего — и потому уже не
вполне практического—уровня. Джордж Рипли запрещает сильно нагревать
сосуд. Нагревают его так, чтобы всегда можно было к нему прикоснуться,
не обжигаясь. Греть его надо до тех пор, покуда не растворится
то, что следует растворить (ВСС, 2, с. 275 и сл.). Гапелий (XVI—
XVII в.) советует сначала сделать огонь слабым, только на 4 нитки,
покуда материя не почернеет. Затем надо прибавить еще ниток, чтобы
было всего 14. Материя начнет «маяться», принимая серый цвет. Наконец,
следует положить 24 нитки, дабы проступила совершенная белизна
(ТС, 4, с. 327—332). Рекомендуют наблюдать огонь, следить за градусами
огня, чтобы первая степень тепла была февральскою, то есть равной
температуре февральского солнца13. Наблюдение над огнем завершает-
12 Атанор — печь для долгого непрерывного нагревания при постоянной температуре;
нечто вроде печи-термостата.
13 Есть, впрочем, иная версия первой степени огня: Мария-еврейка советует сделать
огонь таким, чтобы его жар соответствовал жару июня или июля Это египетский
источник: огонь Египта — I степень огня (или 60—70° С).
» 282 «
ся в алхимическом практикуме следующим систематизирующим и классифицирующим
обобщением:
/ степень огня — температура египетского июня-июля (60—70° С).
// степень огня — температура кипения воды (100° С).
III степень огня — чуть меньше температуры плавления олова (232° С).
IV степень огня — чуть меньше температуры плавления свинца (327° С).
II, III и IV степени — это примерно удвоенная, утроенная и учетверенная
/ степень огня соответственно (Пуассон, 1914—1915, № 6, с. 9—10).
В чем греть? Это алхимическая (она же технохимическая) посуда.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.